Стратегии мышления

Психологические материалы » Стратегии мышления

Страница 3

Можно сказать, что такая стратегия, разумеется, самая строгая, но в то же время и самая скучная. Неудивительно поэтому, что в повседневной жизни она используется редко. Однако это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий.

В науке, например, очень многие эксперименты бывают заранее обречены на неудачу, из-за того, что исследователь с самого начала не предусмотрел все возможные последствия различных манипуляций и меры строгого контроля всех переменных, кроме независимой. С другой стороны, всегда хочется верить, что диагноз, поставленный нам врачом, явился результатом систематического, а не рационального и тем более не случайного перебора.

Все это касается самых различных сторон нашей жизни. Определенную стратегию использует студент, когда решает, что именно надо выучить к экзамену, просмотрев список вопросов, которые могут быть заданы.

О стратегиях мышления важно помнить и родителям, выбирающим какой-то метод воспитания, не оценив предварительно возможные последствия такого воспитания для человека, который когда-то станет взрослым и за которого они несут ответственность. Поскольку люди обычно не располагают всеми необходимыми данными для решения своих проблем и не могут оценить все последствия того или иного выбора, они довольно редко в своей повседневной жизни выбирают действительно наиболее адекватные формы поведения. Впрочем, как сказали бы оптимисты, именно это, может быть, и делает нашу жизнь столь красочной и неповторимой.

Итак, мы выяснили, что у мышления есть некоторые стратегии и человек мыслит по тем стратегиям которые заложены в его мозг.

То есть можно сказать, что стратегия – это некая последовательность фильтров восприятия человека или последовательность мыслительных действий, в результате которых происходит переработка входящей в человека информации в некий результат. Причем необходимо отметить, что в зависимости от назначения стратегии результат бывает разный: решение, реакция, изменение состояния и так далее.

Оказывается, стратегии бывают разными и по размеру, то есть глобальности.

Итак, по глобальности разделяют три вида стратегий [1, с. 216]:

– микростратегии – это совсем маленькие стратегии которые, как правило просто переводят получаемую информацию в удобную для мозга человека информацию или наоборот выводят решение человека в приемлемой внешней форме;

– макростратегии – это средние стратегии которые, как правило, состоят из множества микростратегий и имеют на выходе некоторые сложные решения;

– метастратегии – это совсем большие и сложные конструкции мыслительной деятельности, и с ними работать совсем сложно.

Причем, что интересно, метастратегии полностью управляют макростратегиями и состоят из них. А макростратегии в свою очередь состоят из микростратегий и управляют ими. Отсюда мы можем предположить, что изменения макростратегий неизбежно менют микростратегии. Но, изменения микростратегий не меняют макростратегии [1, с. 219].

То есть можно сделать вывод, что более крупные стратегии меняют и управляют более мелкими. И только так и не наоборот.

Таким образом, чтобы изменить микростратегии нужно менять макростратегии. Чтобы изменить макростратегии нужно менять метастратегии. И в результате имеем, что для изменения стратегий нужно менять метастратегии.

Разобрав основы понятий мышления и стратегии, проведя основную классификацию стратегий мышления человека, мы приходим к понятию, которое также необходимо рассмотреть в рамках данной работы в силу логичности его вытекания из ранее приведенных рассуждений. Это понятие о стратегическом мышлении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Психологические защиты в концепции Карла Роджерса
Роджерс (приложение 2) являлся представителем гуманистической психологии. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности са ...

Сущностные черты рекламной компании на основе имиджа известных лиц
Успех рекламного сообщения в первую очередь определяется его способностью пробиться через современную перенасыщенную рекламой информационную среду и захватить внимание слушателя или зрителя. Оно также должно воздействовать на потребителя ...

Положение женщины в профессиональной сфере.
В современном обществе мало кто выступает против участия женщин в обеспечении семейного благосостояния. Согласно опросам украинских граждан 75% согласны с тем, что и муж и жена должны делать вклад в семейный бюджет. Но, не смотря на это, ...