Глубинные структуры

Страница 4

Таким образом, структурирование наиболее глубинных структур личности зависит от самих этих структур конкретного человека.

Остается открытым вопрос, а где в схеме место для самоосознания, где собственно "Я" и что это такое. Самоосознание не может быть тождественно все структуре личности в целом, так как ее отдельные элементы могут быть активными или пассивными. Мы же свое "Я" ощущаем как константу, всегда тождественную себе, не зависимо от возраста и психофизического состояния. Даже во сне мы отличаем "Я" от "не-Я". Точно также, ни один элемент структуры не может быть отождествлен с этим понятием. Даже душа, если признать ее существование, не равна самоосознанию. Иначе придется признать, что она, частица вселенского Духа, ответственна за все творимые нами мерзости.

У Карла Кастанеды, описывавшего человека, как энергетическое (информационное – авт.) яйцо, есть понятие точки сборки – некоего узла, активизирующего внутренние энергетические волокна в соответствии с проходящими через него внешними энергетическими пучками. В зависимости от того, какие внешние энергетические волокна проходят в данный момент через точку сборки, она сдвигается и активизирует внутренние потоки энергии. По аналогии предлагается ввести понятие "фокуса внимания" – некоего подвижного центра, активизирующего определенную совокупность информационных структур человеческой личности. Его положение определяется состоянием внешних и внутренних потоков информации. При их соответствии, фокус внимания имеет фиксированное положение, при рассогласовании он смещается, пытаясь найти оптимальное положение. Каждый человек имеет конечное число точек фиксации, которые так же можно назвать психофизическими состояниями. Ригидные личности имеют минимальное количество таких состояний, гибкие – гораздо большее число. Различные психофизические состояния могут проявлять полярные черты личности, создавая впечатление абсолютно разных людей. Часто человек в одном состоянии не помнит, что он делал в другом резко измененном (Джекил и Хайд).

Если внешний поток информации не может быть согласован ни с одним положением фокуса внимания, человек впадает в трансовое состояние, ступор или вынужден полностью игнорировать поступающие данные. С этой точки зрения быстрый (парадоксальный) сон может быть описан, как мелкие хаотические колебания фокуса внимания, случайным образом активизирующие некоторые информационные структуры личности (чаще всего память и эмоции).

Фокус внимания может разделяться на две, три и более частей. Самый известный пример – Юлий Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно. Это обстоятельство объясняет состояния ассоциации (человек "изнутри" себя чувствует и воспринимает происходящие события или воспоминания), диссоциации (смотрит на себя со стороны, практически не испытывая эмоций), двойной диссоциации (видит себя, смотрящим на себя – другого). Собственно моменты самоосознания – это диссоциированное состояние, когда разделенные половинки фокуса внимания фиксируются друг на друге.

Расщепление фокуса внимания вызывает необходимость введения понятия "субличность". В НЛП принят несколько иной термин – "часть личности". На взгляд автора он не очень удачен, так как подразумевает некоторую ущербность и неполность. В НЛП наличие частей личности постулируется и ни чем не обосновывается предполагается, что они автономны, самодостаточны, имеют свою функцию и цель, в ряде случаев могут конфликтовать между собой, не контролируются сознанием.

Для каждой части личности можно выявить метацель – сущностное состояние [9]. О своих функции, цели и сущностном состоянии они могут сообщать сознанию вербально, в виде образов и ощущений или кинестетическими сигналами двоичного кода "да" и "нет". В любом случае они понимают вербальную информацию, используя транслятор. Разделение личности на части есть и в психоанализе и в гештальте. В НЛП пошли дальше ни чем не ограничивая их число, но и ни как их не структурируя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности
Под эмоциями в психологии понимают особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость (смысл, отношение к потребностям) для индивида явлений и ситуаций, внешних и внутренних раздраж ...

Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного сог ...

Теории классификации потребностей
Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение ...