Глубинные структуры

Страница 5

На основе введенных понятий субличность можно охарактеризовать следующим образом. Это устойчивая связь между элементами структуры личности, созданная для достижения постоянно возникающих целей, требующих стандартных (хорошо освоенных) действий. Вследствие необходимости выполнения нескольких дел одновременно, субличности могут функционировать одновременно, отвечая за конкретные цели. Это достигается расщеплением фокуса внимания. Субличности могут использовать одни и те же информационные структуры, но в разном сочетании и в разной степени их активизации. Некоторые субличности имеют двухсторонний доступ к транслятору (безличностному механизму словесной кодировки) с целью превращения собственных нужд в потребности и намерения личности.

Если действия одной субличности мешают или прерывают действия другой, возникает внутренний конфликт, ощущаемый в виде негативных эмоций, образов или внутреннего диалога (участников обсуждения может быть и больше двух). Внешне конфликт субличностей может выражаться в виде нерешительности, нервозности, оговорок, неконгруэнтности, немотивированных вспышек эмоций и т.п.

Функционирование субличности возможно только при определенных психофизических состояниях. Поэтому не все субличности могут активизироваться одновременно. Их существование имеет очевидные плюсы: параллельное выполнение нескольких дел, минимизация расхода психической и физической энергии. Так же есть и ощутимые минусы: жесткая фиксация фокуса внимания резко ограничивает внутреннюю свободу человека, "ритуальность" действий делает его поведение резко детерминированным, конфликт между субличностями резко снижает его самооценку и эффективность. Поэтому интеграция частей – очевидный путь расширения и обогащения внутреннего мира.

Кастанеда утверждал, что возможны три принципиальные положения точки сборки (фокуса внимания – авт.). Если она связывает соответствующие друг другу внутренние и внешние энергии (информационные структуры) и такое соответствие уже встречалось, то это известное. Если соответствие возникает в первый раз и оно неполное – это неизвестное. Если соответствие в принципе невозможно – это непознаваемое.

С этой точки зрения можно рассматривать интуицию, как субличность, имеющую доступ непосредственно к самым глубинным структурам человека и вселенной. Мышление воспринимает данные интуиции как "неизвестное", хотя и извлеченное из недр личности.

Таким образом, можно заключить, что для человека познаваемое огромно, но не безгранично. Такой подход не отрицает ни материализм, ни идеализм. В материализме лишь ставится под сомнение постулат о том, что человек отражает внешний мир, и тот полностью познаваем. Вместо этого утверждается, что человек приводит в соответствие свои промежуточные и глубинные информационные структуры с аналогичными во внешнем мире. Также вводятся рамки познаваемости Вселенной.

В идеализме не отрицается постулат о существовании нематериального Духа, ибо информация может считаться автономной от ее материального носителя и быть свойством, как материи, так и идеального. Отрицается лишь постулат о примате духа над материей.

В конце главы рационально оценить достоинства и недостатки предложенной структуры личности и нового понятийного ряда.

Собственно схема на рис. 2 является типичной "картой" внутреннего мира. И, как таковая, она лишь частично ему соответствует. Наименование структур условно, как и их обособление. Как уже упоминалось, память едина, но имеет несколько каналов ввода-вывода информации. Причем кодировка, "сжатие" и вызов хранимой информации для А, В и К систем различны. Каждая репрезентативная система имеет свои критические субмодальности и может быть ведущей или референтной. Поэтому структуру личности можно условно поделить на три части – кинестетическую, визуальную и аудиальную. Распределение информационных структур по "глубине" соответствует их очередности при обработке информации и "инерционности" – скорости происходящих изменений. Разделение промежуточных систем произведено в соответствии с методами обработки данных. Очевидно, что физиологические функции, эмоции, воображение, мышление, навыки, умения и речь базируются на разных принципах, имеют разную скорость и глубину анализа. Они могут функционировать последовательно (за счет разной скорости) и параллельно (комплексный анализ). У конкретного человека тот или иной способ анализа может быть преимущественным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Классификация задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения разв ...

Профилактика и прогнозирование конфликтов
Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привест ...

Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из д ...