Страхи

Страница 2

Как выплыть из страха? Или как жить с ними? 1) Вспомнить, как пережили, свой страх другие. Благо материал на эту тему жизнь подбрасывает денно и нощно: "скорая" у соседнего подъезда; приказ о реорганизации института, где работает брат; непонятный загадочный диагноз; страх перед родами и т. д. и т. п. 2) Представить, что худшее уже произошло. Допустим, я потерял денежную работу. А что я еще прошляпил? Да вроде ничего. Руки – ноги целы, голова при мне, друзьям не изменял, за окошком капель. Чистый лист – это же здорово. Начну-ка я обдумывать свою "первую фразу", первый шаг в неизвестность. 3) А еще можно сыграть в храбрость. Я ужасно боюсь разговора, который вот-вот произойдет. Наверняка все видят, как я жалко улыбаюсь, как дрожат руки, когда я достаю бумаги, как потеряна и угрюма моя физиономия. А я все равно играю. Смеюсь, прошу повторить сказанное, хотя прекрасно все расслышал, весело сообщаю, что наконец-то достал кассету, ради которой объездил пол города. Разговор завязывается, как затягивается маленький костерок, потрескивает, разгорается, и тут я с изумлением слышу свой голос. Он произносит слова, на которые я ни как мог решиться. Произносит свободно, уверенно, дружелюбно, - как надо. И я совершенно отчетливо чувствую, что выжил из страха. В психологии такой кульбит называется переходом от "стресса кролика" к "стрессу льва". 4) Не откланяться от встречи с тем, кто пугает. В грозу естественно искать убежища под деревом, но лучше промокнуть до нитки, чем каждую минуту трястись при мысли: "А вдруг молния!" Встреча с пугающим объектом в реальной жизни может "промочить до нитки, зато молния не ударит, уйдет в землю, страх разрядиться. Разрядится, не значит исчезнет. Но при каждой "грозе", то есть при каждой мучительной для вас встрече с человеком, его будет все меньше и меньше. А когда от ледника страха останется горсточка снега, вы, наконец, поймете что нужно делать, как поступить "по правильному". Мысленный бунт от бессилия сломить ситуацию, высвободиться из тисков обстоятельств плавно перейдет в бархатную революцию осознания в реальности сложности вашего положения. Вам уже не хочется ломать и сокрушать. Вы перестанете разбиваться о страх, раня себя и других осколками озлобленности и боли. Вы войдете в него во всеоружии того, что поняли во время своих вынужденно добровольных походов в "зону страха".

Страх – оружие, которое разрушает наш разум. Чего мы боимся? Сказать трудно, потому что боимся мы: воды, высоты, глубины, вспышек света, начальства, соседа, самолетов, скелета, магнитных бурь и колебаний индекса Доу-Джонса. Но есть слой страхов, живущих в нас самих. Они, как микроорганизмы прячутся в щелях и расщелинах подсознания, совершая оттуда молниеносные марш-броски в область сознания. Они заставляют нас плясать под свою дудку, отравляя самые спокойные и счастливые моменты. Они загоняют нас в клетку, невидимые прутья которой вызывают вполне реальные приступы удушья, аритмии. Все мы боимся чего-то. Даже у самого отъявленного храбреца есть своя Ахиллесова пята. Побороть страх не так то просто. Некоторые психологи считают, что для этого надо отречься от мыслей о будущем и жить настоящим. Однако человек не может всегда концентрироваться только на настоящем. Это и хорошо. Ведь если предположить что проблемам, с которыми мы сегодня столкнулись, не будет конца, то переживания станут еще мучительней. Если же суметь увидеть просвет в будущем, страх понемногу отпустит и уступит место надежде и радости.

Страх постареть убивает: чем больше вы волнуетесь о приближающейся старости, тем быстрее приближаетесь к смерти. Американские психологи обнаружили, что люди, которые не бояться стареть живут в среднем на семь с половиной лет дольше тех, кто сожалеет об утраченной юности и всеми силами борются с надвигающейся старостью. Страх отнимает у нашей жизни больше лет, чем курение, ожирение, высокое давление или плохая физическая форма. К тому же выводу пришли исследователи из Йельского университета Коннектикута после 23 лет над 60 пожилыми добровольцами.

Боязнь наказания. Боязнь наказания может сделать детей тревожными и не успешными в жизни, поэтому распространено мнение, что их вообще нельзя наказывать. Хотя психологи считают, что полное отсутствие наказания не снижает, а увеличивает тревожность у детей. То же самое происходит и в результате использования чрезмерно суровых наказаний, особенно телесных. Приверженцы воспитания всепрощением советуют родителям быть терпеливыми, не препятствовать желаниям ребенка и проявлению его агрессии. Малыша нужно отвлекать, а не бить или ставить в угол. Правда, для такого воспитания нужно иметь железные нервы или двух нянь, терпеливо сносящих детские капризы. Часто избалованные и выросшие в атмосфере вседозволенности дети, взрослыми, оказываются совершенно не защищенными в обществе. Замечено, что маленькие тираны вырастая, редко бывают счастливы. Каким же образом и когда можно наказывать ребенка, чтобы не навредить его психике и в то же время достичь эффективного результата? Главное правило – не унижать человека. Поэтому чем раньше родители смогут отказаться от любых телесных наказаний, тем лучше. Хотя малыш 2-4 лет спокойно переносит родительские шлепки, воспринимая их также как львенок шлепок мощной лапы львицы. Подросткам любое физическое наказание кажется унижением. Возможно, самым эффективным является наказание "по договоренности" – ребенок заранее знает, что его ждет в случае опоздания без уважительной причины, не выполнения обязанностей или нарушения обещания. Именно рациональный подход дает ребенку возможность не воспринимать наказание как родительскую месть, а извлекать из него важные уроки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в п ...

Специфика профессионального общения в социальной работе
Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области нравственност ...

Oсознание этнической идентичности
Осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенно ...