Страхи

Страница 4

Если обратиться к более раннему возрасту, то можно заметить, что дети, в последствие обнаруживающие страх смерти отличались известной осторожностью и предусмотрительностью во всем, что касалось новых, непредвиденных событий. От них не нужно было прятать острые предметы, спички, они ни когда не играли с огнем ни в прямом, ни в переносном смысле, опасались боли, высоты (испытывали напряжение, когда их поднимали на руки, не взбирались сами на горку, лестницу). И в той или иной степени боялись волка, Кощея или Бабу-Ягу. Если в начале сказочные образы Бабы-Яги и Кощея символизировали, прежде всего, угрозу разлуки с матерью, похищения, то с 4 лет они ассоциируются непосредственно со страхом физической расправы – смерти как со стороны мужского (Кощея), так и со стороны женского (Бабы-Яги) пола.

Проходит еще год и ребенок перестает верить в существование этих персонажей, поскольку он стал менее наивным и более критичным, понимающим безжизненный (некрофильный) характер Бабы-Яги и Кощея. Их место занимает огнедышащий Змей Горыныч, его «младший брат» - крокодил и животные способные нанести непоправимые увечья и смерть. В свою очередь, все эти страхи отмирают у младших школьников, но страх смерти перманентно продолжает звучать и здесь, выражаясь характерными страхами Пиковой дамы (у девочек), Скелета и Черной руки (у мальчиков). Не трудно увидеть в этих образах возрастную трансформацию Бабы-Яги (Пиковая дама) и Кощея (Скелет и Черная рука). Скелет – это все, что осталось от Кощея, так сказать, его внутренняя сущность, безжизненность, «кости», но все еще способные прийти в движение и напомнить о том, что у жизни есть альтернатива – смерть. А Черная рука – это вездесущая рука мертвеца, опять же своего рода фрагмент, деталь от «целостного» прежде образа Кощея. Ну, а Пиковая дама – это «роковая» женщина, способная околдовать, трансформировать личность и, в конечном счете, уничтожить ее. Данный образ отражает свойственную младшим школьникам повышенную внушаемость и склонность к вере в необычные, необъяснимые, загадочные явления, то, что можно обозначить как магический настрой.

Следует отметить, что в возрасте, о котором идет речь – в старшем дошкольном, - дети не только боятся своей смерти, но и смерти родителей, опять же, если спросить об этом. Это подчеркивает, что страх смерти как абстрактная категория не носит эгоистического характера, сопровождаясь беспокойством по поводу судьбы родителей. У младших школьников страх смерти родителей уже заметно преобладает над страхом своей смерти, указывая на развитие чувство долга, обязанности, ответственности, всего того, что обозначается понятием совесть.

Страх смерти и связанные с ним страхи звучат в большей степени у часто болеющих детей, не имеющих, к тому же, адекватного мужского влияния – защиты. Прежде всего, это относится к мальчикам, испытывающим заостренную потребность в старшем дошкольном возрасте в идентификации себя с ролью родителя того же пола, то есть отца. Тогда мальчик чувствует себя более уверенно в общении со сверстниками, может лучше постоять за себя. Наоборот, в семьях с отсутствующим отцом для мальчиков характерны беззащитность, неумение защитить себя, робость и нерешительность, эмоциональная неустойчивость. Эти проявления особенно ярко выражены, когда мать чрезмерно опекает и беспокоится, будучи одновременно и строгой, и наказующей, как бы заменяющей собой отца. В результате ребенок теряет не только отца, но и, психологически, мать, ее доброту, отзывчивость, любовь, что еще больше усиливает его чувство беззащитности и возрастные страхи, включая и страх смерти.

И в полных семьях страхи приобретает подчеркнутое звучание, если отцы уделяют мало внимания детям, резки и непоследовательны в обращении, много угрожают и прибегают к физическим наказаниям. Тогда матери контрастно стремятся больше идти на встречу, окружая детей избыточным беспокойством и опекой, предохраняя их от малейших опасностей и трудностей жизни. Достаточно часто в этом случае можно увидеть скрытый или явный конфликт родителей между собой – конфликт, к которому дети особенно чувствительны в старшем школьном возрасте, когда они теряют уверенность в безопасности ближайшего окружения и не могут развить в себе навыки поведения, соответствующие полу. Неблагоприятная роль нередко в этом случае принадлежит бабушкам, избыточно предохраняющим часто болеющих детей от общения со сверстниками. А как отмечалось, общение с ними – одна из самых насущных потребностей в рассматриваемом возрасте. Поэтому, неуверенно чувствуя себя в общении со сверстниками, эти дети более подвержены страхам, ощущая себя изолированными и непонятными, лишенными поддержки окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Проанализируем результаты экспериментов (рассмотреных в предыдущем пункте), проведенных в школах Москвы и Рязани с целью изучения влияния учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию личности подростка. Анализ результатов по шкал ...

Социальная типичность эмоций и эмотивные языковые средства
Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций, т.к. эмоции вполне определённо зависят от чувственной организации отдельного человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт характера и темперамента /Введе ...

Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленн ...