Структура и система категорий юридической психологии

Психологические материалы » Структура и система категорий юридической психологии

Страница 4

Направлена на устранение причин подростковой преступности – бедности, бродяжничества, безработицы, наличия детей, не посещающих школу, неспособности родителей позаботиться о своих детях.

Направлена на предотвращение противозаконной деятельности подростков, находящихся на грани совершения правонарушений или асоциальных поступков

Наиболее важным для широкого спектра социально-психологических процессов и наиболее значимыми для любых исправительных учреждений (ИУ) представляются процессы, связанные с взаимоотношениями людей с механизмами власти, поддержанием внутренних официальных и неофициальных правил поведения. На первый план при любых процессах управления в ИУ выступает проблема подчинения осужденных требованиям администрации, то есть проблема власти в колонии. В настоящее время большое значение для решения служебных задач стоящих перед УИС, укрепления позиций сотрудников в ходе управления осужденными приобретают психологические знания. Понять, изучить, оценить личность и группу осужденных, правильно определить эффективные приемы и средства воздействия на конкретных лиц "в обход" психологической науки невозможно. Роль психолога учреждения в выборе адекватных способов управления спецконтингентом, построении такого общения между сотрудниками и осужденными, которое опиралось бы и на соответствующую правовую базу, и на принципы гуманности, переоценить трудно. Он должен не только сам быть психологически грамотен в данном вопросе, но и направлять по правильному пути других сотрудников ИУ.

Не случайно в числе других аспектов оценки эффективности деятельности исправительного учреждения (правовой, экономический, технический) называют и психолого-педагогический аспект, который ориентирует работников аппарата управления на необходимость активного учета и использования особенностей социального управления, применения данных психологической науки, осуществления в ходе управленческой деятельности положительного воспитательного воздействия на осужденных.

Управление контингентом осужденных не может быть простым и однообразным процессом: особые средства и методы требуются для работы с осужденными разного возраста и пола, сохранившими и утратившими социальные связи, совершили корыстные и насильственные преступления и т.д.

Непосредственной задачей психолога ИУ в оказании помощи руководителю исправительного учреждения является осуществление управленческой деятельности в отношении осужденных как в плане личной работы с ними, так и опосредованно - через курирование деятельности других сотрудников ИУ. Особо пристального внимания требуют осужденные "группы риска", негативно настроенные личности, лидеры групп отрицательной направленности. Это могут быть: - осужденные, процесс адаптации которых к условиям жизни в ИУ проходит затруднительно и болезненно; - осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением к отбыванию наказания; - осужденные молодежного возраста, негативное и нестабильное поведение которых обусловлено особенностями возрастного развития или, наоборот, неоднократно судимые преступники по убеждению, обладающие рядом сильных черт характера. Среди них можно выделить пассивных, отрицательно настроенных осужденных, скрытых лидеров групп криминальной направленности, активных отрицательно настроенных осужденных, открыто и недвусмысленно демонстрирующих свое негативное отношение к сотрудникам ИУ и их требованиям. В отношении каждого осужденного отрицательной направленности необходимо применять строго дифференцированные методы воздействия. Воздействие через коллектив осужденных, убеждение, принуждение, приучение, стимулирование, педагогический "взрыв" выступают как неотъемлемые части воздействия руководителя, сотрудника ИУ на осужденного. Каждый из этих методов имеет свою сферу действия, решает свои задачи. Методы взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и лишь в комплексе могут оказать эффективное воздействие на все основные факторы, определяющие поведение человека, и именно от нравственных качеств, интеллектуального развития, профессиональной, в том числе психологической компетентности руководителя исправительного учреждения зависит успешность работы с осужденными.

Страницы: 1 2 3 4 

Рекомендуем посетить:

Психосексуальные стадии развития личности
Существует мнение что, Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. [11]. Таким образом, динамика л ...

Роль « Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива
Роберт Бернс в своих исследованиях указывает на тот факт, что если ребенок вырос в атмосфере тепла и любви, ожидания увлекают его вперед, к успеху, если же до сих пор в реакциях значимых других он видел только упреки и отталкивание, то э ...

Адекватное восприятие реальности
У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны, всегда существуют предпосылки для ко ...