Этапы индивидуального кризиса

Страница 2

В конце концов, законом развития является то, что возникают та­кие предвестники изменений. Сначала незаметно, но затем все интен­сивнее жизнь начинает указывать, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело, или тесно, или пахнет затхлостью. Зов к изменениям начинает заполнять пространство жизни. Этот зов называется кризисом.

б) Зов

Зов кризиса многолик. Это может быть ломка устоявшихся пред­ставлений о своем теле и других частей материального Я: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального суще­ствования, а просто угроза такого лишения становится причиной кри­зиса, его зовом.

Часто зов реализуется через ломку привычных социальных отно­шений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, изме­на жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив про­фессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родствен­ников . Зов тем сильнее, чем больше значимых частей социального «тела» касается ею сметающая сила.

Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях личности. Это может быть экзистенциальный кризис, ломающий все привычные представления и убеждения. Иногда зов может прийти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, случайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги.

Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тос­ки, чувства одиночества и отчужденности, абсурдности человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кри­зис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божествен­ной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни от секса, славы, власти, телесно­го наслаждения.

Можно предположить, что по интенсивности зов представляет со­бой проявление зоны риска, которая менее обжита человеком, но более наполнена жизненностью и странной привлекательностью. Эта зона притяга­тельна необычными переживаниями, ее основное эмоциональное со­держание – смесь любопытства и страха. Она всегда является возможностью несколько опасного, но реального расширения внутреннего опыта.

Комфортная зона при всей своей стабильности, устойчивости и надежности, в конце концов, вызывает тошноту и скуку. Эти чувства появляются особенно быстро, если в личности достаточно много жиз­ненной энергии. Лич­ность «прерывает» линейность комфортной зоны новыми состояния­ми. Личность осваивает новые области переживаний, приобретает но­вые знания, умения. Л. С. Выгот­ский писал о зоне ближайшего развития как наиболее оптимальном варианте обучения. Зона риска и есть зона ближайшего развития. Обучение или сверхобучсние происходит именно в той жизненной ситуации, когда незнание или неумение опасны. Это хорошо знают студенты во время сессии.

Эта зона имеет огромный положительный потенциал в силу того, что вызывает к жизни ресурсы личности, повышает физические, интеллектуальные, эвристические и другие психологические возможно­сти. Одновременно это тренировка новых возможно­стей, открытие новых перспектив жизни и узнавание ее новых граней.

Существуют две неприятные закономерности во взаимодействии с этой зоной:

· чем больше человек исследует ее, тем дальше сдвигаются ее границы, тем большей интенсивности нужен опыт для достижения новых состояний или воплощенного проживания старых. То есть каждое взаимодействие с этой зоной раздвигает зону комфорта, и нужна все большая интенсивность опыта, чтобы достичь зоны риска;

· длительное пребывание в этой зоне приводит к девальвации комфортной зоны и к психобиологическому истощению, к формированию при­вычки жить на пределе возможностей и. как следствие, к кризис­ным состояниям с негативной дезинтеграцией.

Не так важно, какую форму принимает зов кризиса. Важно, что он слышен при большей интенсивности опыта, чем при обыденном су­ществовании. Важно, что он задевает самые главные струны личности и показывает ограничен­ность ее возможностей, привычного восприятия жизни и зовет чело­века к новым просторам развития. Важно, что он вызывает страх и па­нику, но одновременно любопытство и воодушевление.

Этот вызов ставит человека перед выбором:

· идти вслед за зовом в непонятные и неизведанные области реаль­ности, к новым территориям личности, сознания, деятельности, к новому качеству жизни;

· не принимать вызова, как бы не замечать надвигающегося кризиса и глубже закрыться в привычном.

Глухота к зову, вызванная тем, что любопытство скопано страхом, может обернуться для человека сожалением об упущенных возможностях, о том. что все могло быть по-другому — лучше, сильнее, глубже, ярче. А если вызов услышан, то по большому счету человека может ждать более незавидная судьба, чем привычная обыденность.

в) Кульминация

Смерть-возрождение – это кульминационная в переживании кризиса фаза. Ее опыт заключается в безжалостном уничтожении важных прежних опор и основ в жизни человека. Эту форму можно обозначить как смерть прежней структуры, содержания Эго, его оценок, отношений. Смерть прежней структуры может являться следствием интенсивного физи­ческого переживания (сексуального, болевого, изменения образа Я), эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, мораль­ного крушения. Смерть и возрождение наступают только в шоковой интенсивности опыта или вследствие кумулятивного эффекта сильных переживаний из предыдущей зоны.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников
Термин «прокрастинация» является относительно новым для отечественной психологии. Громоздкая калька с английского «procrastination» пока что звучит непривычно, однако феноменология, обозначаемая этим словом, знакома каждому. Подготовка к ...

Социально-психологические аспекты развития группы
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введ ...

Мотивация учебной деятельности студентов
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все же можно отмет ...