Субъективность в ощущении цвета

Психологические материалы » Субъективность в ощущении цвета

Страница 2

Рис. 1. Пример оптической иллюзии

Все горизонтальные линии на этом рисунке являются идеальными прямыми, параллельными горизонтальной оси На рис. 2 показана регулярная сетка, в узлах которой расположены круги небольшого размера. Это классический пример, демонстрирующий оптическую иллюзию в самой простой форме. Испытуемому предлагается подсчитать количество кружков разного цвета. Обычно уже после обработки первого ряда начинают путаться люди с самой устойчивой психикой и идеальным зрением.

Рис. 2. Пример иллюзии восприятия тонов

Трудно подсчитать число кружков черного и белого цвета, размещенных на этом рисунке Человеческий мозг воспроизводит образы (и цвет в том числе) методом «дорисовывания». То есть, когда Вы мельком видите что-либо, мозг дорисовывает картину увиденного подставляя самый подходящий образ из сознания (ранее увиденного и воспринятого). Так если Вы увидели незнакомый предмет (ничего подобного никогда не видели), то Вам потребуется не в пример больше времени, нежели в случае, когда Вы были бы знакомы с аналогами данного предмета.

Данная особенность помогает человеку быстрее ориентироваться в пространстве. Человеческий мозг (сознание) обладает поистине широкими возможностями адаптации. Если в комнате полумрак, через несколько секунд Вы уже приспосабливаетесь к данному освещению. Вечером, при свете ламп накаливания (цвет свечения которых желтый) мы видим белые предметы белыми. Наш мозг, зная о том, что лист бумаги должен быть белым, корректирует восприятие цвета исходя из данного предположения.

Рис. 3. Оценка воспринимаемой информации

Адаптивность зрения является причиной зрительных иллюзий. На рисунке 3 Вы можете видеть два таких примера. В первом случае картина состоит только из зеленых и розовых квадратиков, хотя кажется, что присутствуют еще и красные (в нижней части). Во втором же случае, кажется, что третий круг (внутри прямоугольников) самый темный, хотя на самом деле они одного цвета. По этой причине, в оценке цвета нежелательно полагаться исключительно на собственное зрение.

Цвет

– одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света – электромагнитного излучения видимого диапазона спектра.

Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецептор нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.

Для того чтобы «увидеть» цвет, нужны три вещи:

· источник света;

· объект;

· ваш глаз (приемник излучения).

Источник света

Объект

Глаз человека

Существует два аспекта восприятия цвета и света:

• Первый аспект – биология.

• Второй аспект – физика. Свет попадает на квадрат и отражается

С биологической точки

зрения ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении цветочувствительных клеток – рецепторов глазной сетчатки человека или другого животного, колбочках. У человека и приматов существует три вида колбочек – «красные», «зелёные» и «синие», соответственно.

Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки. Физиологами и оптиками давно установлен факт избирательной чувствительности человеческого зрения к волнам различной длины (рис. 2). В упрощенном изложении, без привлечения графиков чувствительности палочек и колбочек, это значит, что в обычных обстоятельствах человек хорошо воспринимает зеленый цвет, несколько хуже – красный и хуже всего – синий цвет. Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трех цветов (т. н. трёхкомпонентная теория цветового зрения). Заметим, что у птиц и рептилий зрение четырёхкомпонентно и включает рецепторы ближнего ультрафиолета, выше 300 нм. При восприятии цвета наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения – палочки – автоматически отключаются.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков
Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различн ...

Структура личности в классическом психоанализе
И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но ...

«Имидж» и «социальное представление»: к вопросу о соотношении понятий
Основной гносеологической проблемой теории имиджа выступает непроработанность ее базового понятия – понятия «имидж». На наш взгляд, рассмотрение имиджа как «продукта» социального познания, механизмов его конструирования, будет наиболее п ...