Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

Психологические материалы » Судебно-психологическая экспертиза » Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

Страница 2

Ø психических процессов (особенности восприятия памяти, мышления, воображения и др.);

Ø психологических состояний (познавательных, волевых, эмоциональных);

Ø психологических свойств (темпераментом, характера, способностей и др.).

Важнейшими видами или разновидностями судебно-психологической экспертизы является:

1. судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних;

2. судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних лиц для установления особенностей их психических процессов, состояний и свойств.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых используется судебно-психологичеекая экспертиза:

Ø определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях;

Ø установление способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника;

Ø определение способности верно воспринимать значение для дела обстоятельства и давать о них показания;

Ø определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления;

Ø установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству;

Ø установление обстоятельств, связанных с управлением техникой;

Ø определение возможного психологического давления со стороны работников правоохранительных органов на участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего и др.) в период расследования преступления.

Формы использования специальных психологических познаний

Понятие "специального познания" появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания использования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих специальными знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле (статья 74 – 78 УПК РФ).

Психологические познания – это система сведений о закономерностях возникновения и развития психики, о психических явлениях (процессах, состояниях, свойствах), деятельности человека и его поведении.

На предварительном следствии процессуальными формами использования специальных психологических познаний являются:

а) участие специалиста психолога в производстве процессуальных действий (ст. 133 УПК РФ);

б) назначение и производство судебных экспертиз (ст. 78 УПК РФ).

Специалист-психолог – это лицо, сведущее в области психологии, приглашенное для участия в проведении следственных действий. По УПК РСФСР специалист может участвовать в допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 133), а по усмотрению следователя от 14 до 16 лет (ст. 159, 285, 397), выемки и обыски (ст. 170), осмотре (ст. 179), осмотре трупа (ст. 180), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 186 УПК РСФСР).

В статьях, регулирующих порядок допроса, участие специалиста не оговаривается, исключение составляет лишь обязательное привлечение педагога к допросу несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет и факультативное участие специалиста (педагога) в допросе свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ст. 159 УПК РФ). УПК РФ требует обязательного участия педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) старше 14 лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК РФ). На наш взгляд, участвующий в уголовном судопроизводстве педагог или врач привлекается для решения психологических задач, лишь при достаточной психологической подготовке.

Специалист психолог может принять участие в осмотре, в том числе в осмотре места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Наиболее эффективной могло бы быть участие психолога в осмотре места происшествия по делам об убийствах, изнасилованиях, посягательствах на общественное и. личное имущество граждан.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Содержание понятия самореализации личности
Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфичес ...

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в п ...

Патологические формы девиантного поведения: классификация, характеристика нарушений
Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно–психических ...