Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

Психологические материалы » Судебно-психологическая экспертиза » Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы

Страница 1

От правильного выбора методов исследования во многом зависит качество и научный уровень каждой конкретной экспертизы. Однако ни один из используемых в СПЭ методов не ведет непосредственно к ответу на стоящий перед экспертом вопрос. Необходимо применение нескольких экспериментальных, тестовых, анкетных и других методов, направленных на взаимное дополнение получаемых данных и на то, чтобы обеспечить всестороннее описание предмета экспертизы. В связи с этим и во избежание необоснованной критики в адрес применяемых методов исследования психологам-экспертам необходимо не только указывать в актах экспертизы их диагностические возможности, но и иметь теоретическую и практическую подготовку в области системных описаний, позволяющих воссоздать целостную картину различных психических явлений. Психолог-эксперт не вправе применять в ходе экспертного исследования, недостаточно апробированные методы психодиагностики. В отдельных случаях, когда их использование представляется крайне необходимым для изучения предмета экспертизы, каждый новый метод должен быть подробно описан в акте СПЭ с указанием его диагностических возможностей и данных о надежности измерения.

Одним из методологических принципов организации и проведения СПЭ является метод реконструкции психологических процессов и состояний подэкспертного в период, предшествовавший событию преступления, в момент преступления и непосредственно после него, выявление психологических особенностей и динамики этих процессов.

Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современным возможностям психологической науки.

Основными компонентами психики человека являются психические процессы, психические состояния и психические свойства, в том числе "особенности эмоционаньно-волевой и мотивационной сфер, характерологические особенности, темперамент, способности, точная диагностика которых возможна только на основании применения специальных познаний в области психологии".

Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно-психиатрической, предметом которой является психика лиц, страдающих определенным психическим заболеванием. Поэтому попытки включать в предмет судебно-психиатрической экспертизы исследований психики здорового несовершеннолетнего (обвиняемого, потерпевшего и др.) является несостоятельным, т.к. эта область деятельности психолога, а не психиатра

Объектом судебно-психологической экспертизы, т.е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является человек.

Судебно-следственной практике известны случаи проведения судебно-психологической экспертизы в отсутствии человека, например, когда подэкспертный умирает до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допроса, письма, дневники, записки, магнитофонные и видео записи и др.) и является особенно сложной.

Следовательно, объектом судебно-психологической экспертизы могут быть сведения, характеризующие особенности психики подэкспертного, содержащиеся в материалах уголовного дела. При судебной психолого-вокалографической, психолого-искусствоведческой и других экспертизах объектом исследования являются магнитофонные записи.

Виды судебно-психологической экспертизы классифицируются в зависимости от правового статуса подэкспертного и разрешаемых вопросов. Процессуальное положение испытуемого позволяет выделить судебно-психологическую экспертизу потерпевших, подозреваемых, свидетелей и обвиняемых. Вопросы, разрешаемые судебно-психологической экспертизой, дают возможность классифицировать экспертные исследования по направлению:

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленн ...

Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и прео ...

Готовность детей с нарушениями в развитии к школьному обучению
К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для пере ...