Супруг остается один в результате развода

Страница 1

Трудности прохождения этапа развития семьи, когда дети покидают дом и супруги снова остаются вдвоем отражает увеличение количества разводов в этот период. Это может быть связано с разочарованием супругов друг в друге, актуализацией нерешенных конфликтов.

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему (Олифирович Н. И, 2006). По полученным данным, люди переживают развод как травму даже через пять и более лет после него (Алешина Ю., 2009).

В качестве основного мотива развода выступает невозможность удовлетворения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов.

Одна из концепций, описывающая распад эмоциональных отношений, была предложена Дж. А. Ли, которым были выделены следующие фазы:

1. Осознание неудовлетворенности.

2. Выражение неудовлетворенности.

3. Переговоры.

4. Принятие решений.

5. Трансформация отношений.

Такая очередность необязательна, прохождение данных фаз индивидуально для каждой пары. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Как полагает автор данной концепции, цикличность отношений, включающая предложенные им фазы, может повторяться всю жизнь.

Эмоциональная утрата в связи с разводом не будет столь острой, если пара сможет поддерживать контакты и после прекращения супружеских отношений.

Наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуации развода являются:

1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, причинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.

2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уважения партнера.

3. Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности и принятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с бывшим партнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести к минимуму негативные последствия для детей.

В процессе развода ослабевают связи с общими знакомыми, осложняются взаимоотношения с членами расширенной семьи. Потеря или сокращение социальных контактов рождает чувство одиночества, которое, в свою очередь, может привести к депрессии, снижению трудоспособности, психосоматическим заболеваниям и др. Этот процесс нередко сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием к людям. Бывшие супруги после развода могут бояться вступать в новый брак, избегая повторения травматичного опыта (Олифирович Н. И, 2006).

Серьезным испытанием для одного из супругов является утрата партнера в результате его смерти. Смерть члена семьи — одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Потеря члена семьи может привести к появлению «функциональной пустоты» в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций (Олифирович Н. И., 2006).

Можно описать несколько типов реакций супруга на смерть партнера:

1.Адекватная реакция, включающая нормативное переживание этапов горевания, поиск внутренних семейных ресурсов для преодоления горя при сохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий.

2.Полная концентрация на детях, поиск утешения в детско-родительских отношениях. Данная реакция может осложняться стремлением родителя найти воплощение умершего партнера в одном из детей, что затрудняет сепарацию данного ребенка от семьи.

3.Уход в собственные переживания и отстранение от семьи.

4.Быстрое включение в эмоционально близкие отношения с новым партнером с целью компенсации травмы в связи со смертью супруга (супруги). В этом случае велика вероятность непонимания со стороны детей, возникновение у них злости, агрессии, ощущения предательства умершего родителя (Олифирович Н. И., 2006).

К. Изард отмечает, что горевание имеет важное значение для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему «сжиться» с утратой, адаптироваться к ней (Олифирович Н. И., 2006).

Важная составляющая «работы скорби» заключается в выработке нового взгляда на себя, поиске новой идентичности. Типичное проявление скорби — тоска по умершему. Она сопровождается навязчивыми мыслями об умершем. Пропадает интерес к прежде важным событиям, к своей внешности. Подобные реакции отражают работу скорби, однако в случае их гипертрофии они могут приобретать патологический характер (Олифирович Н. И., 2006).

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Стресс как явление. Основные понятия
Понятию стресса можно дать несколько определений: 1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.). 2) Стресс – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также ...

Понятия руководство и лидерство
Руководство и лидерство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального со ...

Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в ...