Особенности воздействия средств массовой информации на детей

Страница 1

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий. Часто полагают, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают медиа привычки в процессе общения со взрослыми. Например, дети, остающиеся дома вместе с матерью, проводят у телевизора больше времени, чем их ровесники работающих матерей. Школьники младших классов смотрят телевизор равное количество времени, независимо от того, работает их мать или нет. Из всего этого можно сделать вывод, что дети много смотрят телевизор, как в присутствии родителей, так и в их отсутствие.

Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ. Конечно, трудно представить, что просмотр большого числа программ не отражается на развитии детей и их поведении. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет уже готовые образы.

Просмотр телепередач замещает другие виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Существует и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Так, девочка с заниженной самооценкой видит по телевизору, что все женщины - идеал стройности, начинает худеть, отказываться от пищи, и приобретает расстройства пищевого поведения (анорексия), которые могут привести к смерти.

Наш телеэфир заполнен эпизодами насилия. Хотя телевидение и не толкает детей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек - неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются.

Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, занимающее все больше времени и у родителей, и у детей.

У детей в возрасте от 3 - 13 лет (без собственного телевизора) время просмотра телевизора составляет 2 часа день, тогда как у детей с собственным телевизором оно постоянно повышается.

Между тем ущерб развитию речи у детей наносит не только молчание перед телеэкраном. В этом отношении телевизор, где преобладает визуальная информация, сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. Даже детские передачи часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности, как следует проследить за ходом действия. Передачи обычно стереотипны и потому никак не дают ребенку развивать собственную фантазию и творческие способности, к тому же именно на коммерческих каналах доминируют боевики и показы сцен насилия. Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессмысленными обрывками фраз и глупыми подражаниями шумов, сопровождая их движениями из мультиков.

Поэтому телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции, он мешает спонтанным, творческим играм и естественным движениям, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний - тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Основные виды профессионального стресса
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс – это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связ ...

Организационно-культурный подход к подготовке менеджеров
В современной России развитие физической культуры и спорта (ФКС) является одним из приоритетных направлений государственной политики. В связи с этим, актуальной становится задача подготовки высококвалифицированных управленческих кадров сф ...

Определение понятия «общение» в СПТ
Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым ...