Особенности воздействия средств массовой информации на детей

Страница 3

Само содержание также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей.

Негативное влияние СМИ на развитие детей подтверждают многие специалисты. Современное искусство деформирует и меняет психику ребенка, воздействуя в основном на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах (которые заняли практически весь рынок этой продукции) происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, где герой мультфильма причиняет боль друг другу, вызывает у детей выработку соответствующих моделей поведения.

Дети часто пытаются повторять то, что видят на экранах, что является следствием идентификации. Идентифицируя себя с персонажем, поведение, которого никак на экране не наказывается, а наоборот поощряется, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Еще в 1970 году А. Бандура еще говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Совершая убийства, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая все моральные нормы и законы. В виртуальной действительности отсутствуют человеческие чувства: убивая и совершая акты насилия ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы, и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добрым, перенять оскал и стремиться хорошо учиться.

Атмосфера телерынка наполнена насильниками, убийцами, и другими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. С. Томпсон пишет, что продолжительное просмотра материала, утомляя зрение, производит гипнотическое действие, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить: