Состояние и виды осознанности

Психологические материалы » Состояние и виды осознанности

Страница 1

Сейчас есть немало интересных и полных текстов о том, что такое осознанность. Развитию осознанности обучают многие духовные учителя и не только, в частности, некоторые западные школы психологии в неявной форме говорят о ней. Но часто многие люди путаются за видимым разнообразием различных техник и методов самотрансформации, однако, если взглянуть с более глубокой точки зрения все они работают для того, чтобы открыть осознанность, постоянно в ней находиться и углублять ее.

Итак, что же такое осознанность? Чтобы не вносить путаницу, о ней можно сказать так: осознанность – это акт контролируемого приложения внимания к чему либо. Например, если вы идете по улице размышляя о розовых слонах, не обращая внимания на все вокруг, на процесс ходьбы, на стук своего сердца, то можно сказать однозначно – вы эти процессы не осознаете. Если же вы создадите намерение наблюдать (осознавать) стук своего сердца и будете это делать, параллельно с ходьбой, - значит, вы осознаете его.

По сути практика осознанности, ее переживание начинается с простой внимательности к чему-либо, свидетельствования потока восприятия, а не падения в свои мысли и рефлексии относительно этого потока.

Хотя, зачем быть осознанным? В чем разница между сознательным существованием и бессознательным? Как осознанность может помочь в изменении себя и достижении того, чего ты хочешь?

Все действия делятся на сознательные и бессознательные. Либо вы сознательно что-то делаете, либо вы делаете это автоматически, так, как вам привычно. Наша жизнь целиком состоит из выборов, она является некоторой суммой выборов. Мы постоянно выбираем определенный вариант действия, внутреннего или внешнего. Весь вопрос состоит в том – как именно происходит выбор и действие, сознательно или бессознательно. Если вы действуете осознанно, находясь целиком в ситуации, а не где-то далеко в своих мыслях или погрузившись в переживание своих ощущений, эмоций, то вы получаете свободу выбирать. Вы выбираете, как вам действовать, вы можете управлять ситуацией гораздо больше и поступать в ней гораздо мудрее. Тому как вести себя в экстремальных ситуациях посвящено немалое количество психологических тренингов, когда все решается гораздо проще, силой собственного сознания. Осознанность – это свобода.

Если мы действуем в пылу эмоций, мы можем совершить кучу разных поступков о которых мы можем жалеть или наоборот не сделать то, чего нам хотелось бы. Если же мы осознанны в ситуации, свидетельствуем ее, то у нас есть взгляд со стороны и мы можем адекватно оценить происходящее и сделать так, как нужно. Есть отрешенность от своих переживаний, вы не раб их, а хозяин вашего внутреннего мира. Это не означает какое-то эмоциональное оскудение, эмоции переживаются даже еще более ярко. Поэтому осознанность – это контроль.

Эти выводы распространяется не только на нашу успешность во внешнем мире и во внешней жизни. Это так же работает и в нашей внутренней жизни. По сути, внутренняя внимательность, самосвыслеживание является главным средством самотрансформации и познания себя. Внешние методы и техники для проработки каких-то наших комплексов, страхов, и так далее – просто вспомогательное средство. По большому счету, даже чтобы решиться что-то менять в себе, мы должны это обнаружить, выследить. Если мы выслеживаем что-то одно, то за этим может лежать намного больше. А бродя в поисках себя как в потемках, хватаясь за разные внешние концепции и методы можно убить кучу времени или вообще придти отнюдь не туда, куда нужно. Таким образом, когда мы осознаем, мы знаем себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Сущность агрессии и ее виды
В каждом из нас в той или иной мере присутствует “агрессия”. Вопрос лишь в том, какие формы она принимает, какой она может быть. Понятия агрессия, жестокость и насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемс ...

Построение диагностической гипотезы
Диагностическая гипотеза обследования должна опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми, или его собственные проблемы. В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для разных вар ...

Виды планирования коррекционных занятий с детьми с нарушением речи
Планирование логопедических занятий по форме может быть календарно-тематическим, с указанием лексических тем, задач и сроков, преспективно-тематическим, где предусматривается деление учебного материала на периоды, ежедневное планирование ...