Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Страница 1

В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14].

Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся с ребенком уже не изменить, можно только предотвратить нарушения поведения в будущем. Чтобы взаимодействие было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: что я чувствую? Если Вами владеют гнев, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать что-то еще, позволяющее растопить негативные чувства. Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то Вам также вряд ли удастся достигнуть взаимопонимания. При этом необходимо оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если Вам удастся отделить одно от другого, то уже что-то изменится. Соберите мнения о достоинствах ребенка. В любом случае, переключение на позитивные стороны в поведении ребенка - это проверка гуманистической направленности вашей позиции.

Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением его безопасности. Представьте, что Вам попался раненый еж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой и безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать, демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижения доверия - первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей. Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь. Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Задача взрослого не сформировать у ребенка зависимость от взрослых, а помочь ему «держаться на воде, отправляясь в жизненное плавание». Главное - это сделать ребенка союзником, заинтересованным во всех позитивных изменениях, происходящих с ним.

Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение - это следствие чего-то. Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление к самоутверждению;

нравственно-духовная незрелость;

- стремление отомстить родителям или другим взрослым за причиненные обиды, унижения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Психологические и социальные основы современного брака
Конец двадцатого века был ознаменован кризисом типичной патриархальной семьи, для которой было характерна жесткая иерархия, безусловное подчинение мужчине, тесная межпоколенная связь. Одно из событий, радикально повлиявшее на изменение к ...

Особенности самореализации личности подростка
Самореализация личности учащегося, как самостоятельное направление педагогических исследованиий, возникло в науке сравнительно недавно. Но вопросы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоцион ...

Понятие агрессии
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...