Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Страница 1

В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14].

Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся с ребенком уже не изменить, можно только предотвратить нарушения поведения в будущем. Чтобы взаимодействие было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: что я чувствую? Если Вами владеют гнев, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать что-то еще, позволяющее растопить негативные чувства. Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то Вам также вряд ли удастся достигнуть взаимопонимания. При этом необходимо оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если Вам удастся отделить одно от другого, то уже что-то изменится. Соберите мнения о достоинствах ребенка. В любом случае, переключение на позитивные стороны в поведении ребенка - это проверка гуманистической направленности вашей позиции.

Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением его безопасности. Представьте, что Вам попался раненый еж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой и безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать, демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижения доверия - первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей. Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь. Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Задача взрослого не сформировать у ребенка зависимость от взрослых, а помочь ему «держаться на воде, отправляясь в жизненное плавание». Главное - это сделать ребенка союзником, заинтересованным во всех позитивных изменениях, происходящих с ним.

Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение - это следствие чего-то. Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление к самоутверждению;

нравственно-духовная незрелость;

- стремление отомстить родителям или другим взрослым за причиненные обиды, унижения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Социальные стереотипы "мужского" и "женского" ума в современной России
Не смотря на устойчивость стереотипных представлений, процесс изменения гендерных стереотипов обусловлен объективными условиями - социально-экономическими и политическими трансформациями, а также субъективными - индивидуально-психологичес ...

Образ «Я» ребенка-дошкольника
Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка.[2] Во многих ...

Физиологические теории эмоций
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмо ...