Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Страница 3

Для эффективной работы с детьми с отклоняющимся поведением необходимо учитывать общие принципы отбора диагностических методик для профилактической работы.

Прежде чем определить, какой методикой психолог будет пользоваться в профилактических целях, ему стоит ответить самому себе на главные вопросы:

- что является объектом, какие его параметры, с какими целями психолог проводит обследование; для кого предназначены результаты психологического обследования;

- в какой форме следует передавать результаты обследования. Текст заключения, его стиль, использование специальной лексики всегда влияет на того, кому он предназначен. С момента оформления заключения начинается коррекционная или терапевтическая работа. Психолог всегда предполагает, что у читающего заключение есть глаза, уши, собственная личность и определенное отношение к затрагиваемым проблемам.

С.А. Беличева отмечает, что «превентивный подход предусматривает переход от карательных мер к превентивным в отношении детей., еще не ставших преступниками, но имеющих отклонения в социальном развитии. Диагностика должна быть направлена на выявление характера трудностей ребенка и его ближайшего окружения. Далее проводится коррекция, оздоравливающая социальную ситуацию развития и индивидуально-личностная коррекция»[15]. Общие принципы отбора превентивных диагностических методик:

1. Превентивная диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков (наличие или отсутствие ЗПР, нервно-психические заболевания, неврозы, психопатии, психиатрические расстройства, эпилепсия и пограничные состояния). В данном случае необходим навык работы с документами, в том числе и с медицинскими; способность по крупицам собирать отражения личной истории ребенка или подростка; уметь продуктивно контактировать с родителями, медицинскими работниками, милицией.

2. Можно рассматривать дефекты индивидуально-психологического характера (нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер, повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатии, акцентуации характера, неадекватная самооценка). В данном случае неоценимой будет помощь учителей-предметников, классных руководителей. Нужно научиться извлекать психологическую информацию о детях из бесед с педагогами, видеть за конкретными проявлениями детского поведения признаки дезадаптации - адаптации. Следует быть изобретательным в порождении гипотез относительно причин детского неблагополучия. Это важно при составлении диагностических программ. Часто начинающие психологи диагностируют все, что им показалось важным, набирают огромное количество материала, с которым потом не знают, что делать. Чтобы не попадать в подобную ситуацию стоит все же сначала сделать предположения о причинах и механизмах отклоняющегося поведения конкретного ребенка.

3. Социально-психологические особенности личности подростка:

А). Уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, познания, самоопределения, самопознания);

Б). Важнейшая социально-психологическая характеристика личности - направленность (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления);

В). Референтные ориентации (играют большую роль в подростковом возрасте);

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Социальная ситуация развития в раннем возрасте
В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самосто ...

Особая ниша соционики.
Среди множества теорий личности соционика занимает особое место. Впервые предложена гипотеза о взаимосвязи между типами личности (в соционике их 16) и межличностными отношениями. До сих пор в психологии было принято рассматривать их как н ...

Роль ииндивидуально-психологических особенности учащихся в процессе освоения будущей профессиональной деятельности.
Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить подростку. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию. Наиболее сильное стремление к достижениям возника ...