Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Страница 3

Для эффективной работы с детьми с отклоняющимся поведением необходимо учитывать общие принципы отбора диагностических методик для профилактической работы.

Прежде чем определить, какой методикой психолог будет пользоваться в профилактических целях, ему стоит ответить самому себе на главные вопросы:

- что является объектом, какие его параметры, с какими целями психолог проводит обследование; для кого предназначены результаты психологического обследования;

- в какой форме следует передавать результаты обследования. Текст заключения, его стиль, использование специальной лексики всегда влияет на того, кому он предназначен. С момента оформления заключения начинается коррекционная или терапевтическая работа. Психолог всегда предполагает, что у читающего заключение есть глаза, уши, собственная личность и определенное отношение к затрагиваемым проблемам.

С.А. Беличева отмечает, что «превентивный подход предусматривает переход от карательных мер к превентивным в отношении детей., еще не ставших преступниками, но имеющих отклонения в социальном развитии. Диагностика должна быть направлена на выявление характера трудностей ребенка и его ближайшего окружения. Далее проводится коррекция, оздоравливающая социальную ситуацию развития и индивидуально-личностная коррекция»[15]. Общие принципы отбора превентивных диагностических методик:

1. Превентивная диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков (наличие или отсутствие ЗПР, нервно-психические заболевания, неврозы, психопатии, психиатрические расстройства, эпилепсия и пограничные состояния). В данном случае необходим навык работы с документами, в том числе и с медицинскими; способность по крупицам собирать отражения личной истории ребенка или подростка; уметь продуктивно контактировать с родителями, медицинскими работниками, милицией.

2. Можно рассматривать дефекты индивидуально-психологического характера (нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер, повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатии, акцентуации характера, неадекватная самооценка). В данном случае неоценимой будет помощь учителей-предметников, классных руководителей. Нужно научиться извлекать психологическую информацию о детях из бесед с педагогами, видеть за конкретными проявлениями детского поведения признаки дезадаптации - адаптации. Следует быть изобретательным в порождении гипотез относительно причин детского неблагополучия. Это важно при составлении диагностических программ. Часто начинающие психологи диагностируют все, что им показалось важным, набирают огромное количество материала, с которым потом не знают, что делать. Чтобы не попадать в подобную ситуацию стоит все же сначала сделать предположения о причинах и механизмах отклоняющегося поведения конкретного ребенка.

3. Социально-психологические особенности личности подростка:

А). Уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, познания, самоопределения, самопознания);

Б). Важнейшая социально-психологическая характеристика личности - направленность (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления);

В). Референтные ориентации (играют большую роль в подростковом возрасте);

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Физиологические теории эмоций
Один из первых серьезных исследователей, чье внимание привлекли эмоциональные явления, точнее их внешнее выражение в поведении, - создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872 году он сформулировал три принципа выражения эмо ...

Феномен агрессии. Роль агрессии в обществе
Многозначность слова “агрессия” всегда вызывало и вызывает большую путаницу в литературе. Эта путаница находит своё отражение прежде всего в словарных дефинициях. Таким образом в данном словарном определении отражено наиболее общее поним ...

Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального "выгорания"
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Вне зависимости от качества и смысло ...