Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Страница 4

Г). Система самооценок и ожидаемых оценок индивида.

4. Необходимо исследование социальной ситуации развития подростка, провоцирующей дезадаптацию (неблагоприятные детско-родительские отношения, атмосфера семьи, характер межличностных отношений, социометрический статус, педагогическая позиция учителя, школьная атмосфера, социально-психологический климат классного коллектива).

5. Остается добавить, что перечисленное не является определенной схемой или порядком. В связи с конкретной психологической задачей можно использовать диагностику индивидуально-психологических особенностей, или социально-психологическую диагностику, либо исследовать социальную ситуацию развития ребенка и т.д. В зависимости от конкретной проблемы и задачи может использоваться диагностика тревожности, агрессивности, склонности к депрессивному поведению, суицидам, анкеты, выявляющие алкогольную зависимость, тесты интеллекта, профессиональной направленности, структуры личности, акцентуаций характера, социологические методы, предполагающие некоторый статучет, связанный с широтой распространения исследуемой проблемы и т.д. и т.п.

6. Принципы консультирования детей и подростков с отклоняющимся поведением, их родителей и педагогов

Диагностика в большинстве случаев связана с последующим консультированием. К важнейшим принципам психологического консультирования в образовании по данным проблемам мы можем отнести следующие, приводимые А.Г.Лидерсом[16]:

1) Психолог должен представлять интересы ребенка (перед родителями и перед системой образования);

2) Не вредить;

3) Принцип уважения к личности консультируемого (не навязывать ему свое мнение, нет задачи перестроить личность .);

4) Принцип неразглашения информации (он же принцип конфиденциальности);

5) Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.

Стоит дополнить этот перечень принципами консультирования подростков, описанными Н.Самоукиной[17]:

6) Принцип нейтральности и открытости;

7) Принцип персонифицированности;

8) Принцип профессиональной настойчивости;

9) Консультация - это диалог клиента и психолога. Это означает двустороннее принятие личной свободы каждого. Результат консультации - это сумма двусторонней ответственности психолога и клиента;

10) Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития;

11) Принцип анализа жизненного пути ребенка.

По материалам Главы 1 можно сделать следующие выводы:

- Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема;

- Одной из основ социально-психологических теорий стали научные знания, накопленные в области биологии, генетики, социологии, культурологии и т.д.

- Социально-психологические подходы представлены психоаналитическим, бихевиоральным, эклектическим. Углубленно изучаются агрессия, мотивация противоправного и преступного поведения, а также социальные условия и факторы формирования личности, искажения функционирования ее структур. Исследуется роль групп членства и референтных групп в формировании противоправного поведения;

- Собственно причины правонарушений: а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой; б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.); в) биологические факторы;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Средства снятия психо-эмоционального напряжения
Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры. Здесь важно помнить, что ...

Социальная ситуация развития в раннем возрасте
В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самосто ...

Особенности кризиса развития.
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофиз ...