Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся добиться желаемого результата, если Вы будете менять свою позицию или ваши слова не будут соответствовать вашим действиям. Но не стоит стоять на своем, если ваша позиция искренне изменилась.
Позитивность взаимодействия. Вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения Позитивность взаимодействия предполагает следующее:
- постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка;
- опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. У ребенка, подвергающегося критике со стороны взрослых, часто формируется отрицательная самооценка: «Я - плохой». Иногда формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации просто притягиваются, чтобы доказать правоту сценария. Необходимо выявлять достоинства ребенка, его ресурсы вместе с ним. Необходимо искренне поощрять позитивные поступки ребенка. Необходимо помочь ребенку найти положительный смысл в собственных действиях (например, драка может свидетельствовать о стремлении отстоять справедливость, упрямство - об упорстве и т.д.).
Поощрение положительных изменений. Поощрение даже самых малых изменений, умение выделять и ценить самые малые достижения. Вознаграждать, отмечать успехи необходимо с точки зрения не общественного, а индивидуального эталона.
Привлекательная альтернативность. Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал негативность некоторых девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения.
Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Тревожным детям с чувством вины больше подойдет интерес к их чувствам. При работе с несовершеннолетними правонарушителями эффективными являются прямолинейные, директивные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает, что в каждом конкретном случае выявляется психологический механизм, лежащий в основе детских проблем.
Системность. При оказании психологической поддержки ребенку нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц. Выявите и постарайтесь изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
Превентивность. Всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, в понимании, во внимании, в самоутверждении. Необходимо содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных качеств, способствующих устойчивости поведения.
Рекомендуем посетить:
Характер влияния стресса на человека
Стресс не является специально вызванным психологическим сотоянием человека, которое развивается потому, что он сталкивается с множеством различных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичный процесс, при котором инд ...
Зарождение социальной психологии как науки в России.
В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисциплины просто не существовало и ее проблематика разрабатывалась во всем комплексе общественных наук. (Напомним, что самостоятельный статус социальной психологии в мире ...
Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных
Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических зак ...