Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

Страница 2

Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся добиться желаемого результата, если Вы будете менять свою позицию или ваши слова не будут соответствовать вашим действиям. Но не стоит стоять на своем, если ваша позиция искренне изменилась.

Позитивность взаимодействия. Вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения Позитивность взаимодействия предполагает следующее:

- постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка;

- опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. У ребенка, подвергающегося критике со стороны взрослых, часто формируется отрицательная самооценка: «Я - плохой». Иногда формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации просто притягиваются, чтобы доказать правоту сценария. Необходимо выявлять достоинства ребенка, его ресурсы вместе с ним. Необходимо искренне поощрять позитивные поступки ребенка. Необходимо помочь ребенку найти положительный смысл в собственных действиях (например, драка может свидетельствовать о стремлении отстоять справедливость, упрямство - об упорстве и т.д.).

Поощрение положительных изменений. Поощрение даже самых малых изменений, умение выделять и ценить самые малые достижения. Вознаграждать, отмечать успехи необходимо с точки зрения не общественного, а индивидуального эталона.

Привлекательная альтернативность. Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал негативность некоторых девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения.

Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.

Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Тревожным детям с чувством вины больше подойдет интерес к их чувствам. При работе с несовершеннолетними правонарушителями эффективными являются прямолинейные, директивные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.

Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает, что в каждом конкретном случае выявляется психологический механизм, лежащий в основе детских проблем.

Системность. При оказании психологической поддержки ребенку нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц. Выявите и постарайтесь изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.

Превентивность. Всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, в понимании, во внимании, в самоутверждении. Необходимо содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных качеств, способствующих устойчивости поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Концепция памяти по видам информации
В последние годы стали приобретать большое значение факты о том, что хранение различных видов информации у человека и животных осуществляется разными мозговыми структурами. Результаты клинических наблюдений показали, что у человека сущест ...

Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действи ...

Когнитивные и аффективные критерии этнической идентичности
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматрив ...