Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Страница 2

Школа «групповой динамики» (К. Левин) представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп. В этом русле изучалась природа групп, условия их формирования, взаимосвязи, сплоченность, лидерство в группах в рамках «теории поля». Идя «теория поля» идет от ортодоксальной гештальтпсихологии и заключается в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

Групповая динамика - процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидуумами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению. Основная проблематика исследований представителей данного направления заключается в анализе, какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Отвечая на главный вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей – «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Согласно мнению представителей «групповой динамики» (М. Аргайл, Р. Бейлс, А. Зандер, А. Харе), характер и особенности межличностного общения индивидов в малых группах определяют все важнейшие групповые характеристики (сплоченность, конформность, тип лидерства и т.д.). Такой взгляд на основные характеристики малых групп восходит к работам Г. Зиммеля, и Ч. Кули, которые считали количество, частоту и глубину взаимодействий главными критериями малых групп.

В качестве положительных сторон данного направления были оценены идеи относительно групповых процессов, оригинальные методики, которые работают и в новых теоретических рамках. С другой стороны, весь теоретический контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым.

Но все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп.

На современном этапе изучением малых групп занимаются в рамках следующих концепций:

1. Необихевиоризм: теория взаимозависимости Г. Келли, Дж. Тибо описывает способ, каким два человека регулируют влияние на каждого из них поведения партнера в процессе их взаимодействия. Он определяется путем установления важных для взаимоотношений образцов поведения, которых каждый из партнеров может придерживаться. В рамках данной концепции разрабатывалась и теория «социального поведения как обмена ценностями» социолога Дж. Хоманса, суть, которой заключается в том, что люди, которые много дают другим, стараются также много получить и от них.

2. Когнитивизм (в традициях К. Левина): теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория коммуникативных актов Г. Ньюкома и др.

3. Психоанализ: теория группового развития В. Бенниса, Г. Шепарда (главная идея заключается в том, что в процессе группового развития, прежде всего, решается вопрос о власти, на основе которого уже решается вопрос о взаимоотношениях между членами группы).

4. Интеракционизм: представители данной концепции Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Э. Гоффман (ролевая теория) считают, что социологическая «интеракция» или «социальное взаимодействие» - средство осуществления и регуляции всех процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Психосексуальные стадии развития личности
Существует мнение что, Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. [11]. Таким образом, динамика л ...

Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков
Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей в учебном процессе. Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, ус ...

Глубинные структуры
Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная, словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ). Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий и ...