Проблема личности в социальной психологии

Социальная психология » Проблема личности в социальной психологии

Страница 3

Степень нормативного воспроизводства социального знания отражает понятие «социализированность», которое дает представление о наличии личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение, или процесс социальной адаптации индивида. Фактически социализированность показывает готовность к переходу на следующую стадию социального развития. Однако акцент исключительно на функцию воспроизводства культуры в процессе социализации не позволяет понять, как происходит социальное развитие в исторической перспективе, почему и как развивается общество.

К механизмам социализации относят способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт: подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптацию, заимствование, руководство и т. д. Поиски наиболее адекватного представления механизмов социализации приводят исследователей к гибкому использованию идеи механизма в социальном развитии личности. Так Б. Д. Парыгин, анализируя механизмы социализации, рассмотрел взгляды Г. Хибша и М. Форверга, которые описали три основных механизма формирования установки в процессе усвоения социального опыта: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление, инструктирование.

Ведущим механизмом, обеспечивающим нормативное поведение, в зарубежной социальной психологии называют конформизм. В отличие от конформизма как механизма, конформность – характеристика податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшей им позицией большинства.

В процессе исследований было предложено три основные теории конформности: теория неформального социального общения Л. Фестингера, теория социального сравнения Л. Фесингера и теория М. Дойча и Г. Джерарда о различиях между неформальным и нормативным социальным влиянием. В рамках исследования конформности Г. Келман описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация – представленные в других исследованиях в качестве механизмов социализации. В случае подчинения позиция другого лица или группы носит внешний характер и неустойчива. Идентификацию Г. Келман рассматривает как следующий по значимости уровень конформности, различая классическую идентификацию (субъект стремиться частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу симпатии и наличия у агента желаемых черт) и в форме реципрокно-ролевого отношения (каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера). При интернализации элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта.

Как правило, в социальных науках механизмы социализации становятся предметом обсуждения, когда обсуждается первичная социализация, т. е. социализация ребенка. В этой связи имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения взрослого, а идентификацией - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей, как своих собственных. В настоящее время все чаще появляются исследования, описывающие действие такого механизма социализации как интерпретация (А. Н. Славская, М. И. Воловикова и др.). Поскольку основным условием интерпретации оказалась способность к обобщению, на основе которой возможно сделать интерпретационный вывод, данный механизм социализации более активно действует при развитом теоретическом мышлении (начиная с подросткового возраста). К механизмам, позволяющим реализовать третью функцию социализации – изменение социального опыта – мы относит такой механизм как социальное экспериментирование (см. таблицу 2).

Таблица 2

Механизмы социализации

с точки зрения активности - пассивности и эмоционального - рационального включения субъекта в процесс социализации

Конструкты

Эмоциональное

Эмоциональное, и рациональное

Рациональное

Активность

субъекта социализации

Интерпретация, социальное экспериментирование

Заимствование (или подражание)

Пассивность объекта социализации

Заражение

Идентификация и интернализация

Подчинение

Конформизм

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Внутрисемейная ролевая структура
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, а женщина – женой, матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат име ...

Характеристика психологической готовности детей к школе
«Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности о ...

Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Малая неформальная группа играет важную роль в жизнед ...