Проблема личности в социальной психологии

Социальная психология » Проблема личности в социальной психологии

Страница 2

Агенты социализации представляют тот или иной институт социализации и описаны в исследованиях как проводники в культуру. В разные периоды психосоциального развития в роли агентов социализации выступают родители, друзья, педагоги, возлюбленные (агенты микроуровня), а также СМИ и язык (агенты макроуровня). Агенты социализации представляют естественные и специализированные институты и образуют различные – формальные и неформальные - отношения с субъектом социализации.

Кроме того, в роли агентов социализации могут выступать не только непосредственные носители социальной информации и влияния - люди, но так, же и предметы опосредования социальной информации, например, книги, которые также выполняют роль проводника или транслятора культуры для социализирующейся личности.

Первоначально в социальных науках социализация была позиционирована как проблема детства, поэтому анализ этапов социализации, как правило, ограничивался детским возрастом. Имплицитно эта идея содержится в большинстве «классических» возрастных периодизаций (от психоанализа до возрастной периодизации Б. Д. Эльконина). Кроме того, некоторые авторы непосредственно рассматривают социализацию как процесс, ограниченный во времени. Так, Н. В. Андреенкова выделяет 3 основных этапа: первичную социализацию ребенка, маргинальную (промежуточную или псевдоустойчивую) подростка, устойчивую, т. е. концептуальную, знаменующую собой переход от юношества к зрелости (период от 17-18 до 23-25 лет).

Возрастная периодизация и возрастная социализация, охватывающая фактически всю жизнь человека от рождения до смерти, представлены в целом ряде исследований. Центральной категорией данных возрастных периодизаций, как правило, является психосоциальное развитие, которое выражается в необходимости решения целого круга нормативных личностных и социальных задач субъекта развития. Эти задачи описывают динамику новых социальных ролей или изменения в исполнении старых ролей, описывают новые требования в достижении состояния «успешной социализированности» (например, определяют время для оптимального заключения брака, рождения ребенка и т.п.), показывают возможные проблемы личностного роста. Иногда периодизация представляется исследователями как совокупность определенных этапов. Так, А. Шюц рассматривает первичную и вторичную социализации, разделяя период детства и взрослости.

В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. О. Г. Брим, автор данной идеи, следующим образом представлял различия между социализацией детей и взрослых:

1) социализация взрослых преимущественно изменяет их внешнее поведение, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации;

2) взрослые могут оценивать нормы, которые им предлагаются, а дети некритично усваивают их;

3) социализация взрослых требует понимания социальных иерархий;

4) социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками, а социализация детей формирует преимущественно мотивацию их поведения.

Попытки создать стадиальную систему социализации строились не только на логике возрастных изменений и решения психосоциальных задач индивида, но и, например, на включении его в трудовую деятельность. Согласно этому взгляду, следует различать дотрудовую, трудовую, и послетрудовую социализацию. Дотрудовая социализация включает в себя раннюю социализацию в дошкольном детстве, стадия обучения захватывает юность, непосредственно трудовая стадия – для зрелых взрослых, а послетрудовая стадия объединяет тех, кто вышел на пенсию.

Существует также представление характеристик содержания социализации как предмета исследования в контексте той или иной научной дисциплины. Стадию освоения человеком системы социальных отношений и норм, реализуемую в процессе вхождения человека в социальные группы, изучает социология. Стадию, характеризующуюся межличностными связями (положение в группе, групповые роли и т. п.), изучает социальная психология. Стадию, связанную с процессом духовного обогащения личности, развитием ее способностей и индивидуального опыта на основе опыта социального и всей системы социальных отношений, изучает целый ряд гуманитарных дисциплин. Тем не менее, попытка расчленить во времени процесс вхождения в социальную структуру, в систему межличностных отношений и процесс внутреннего обогащения, развития самоутверждения личности, по мнению некоторых исследователей, не обоснована.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Социальные стереотипы "мужского" и "женского" ума в современной России
Не смотря на устойчивость стереотипных представлений, процесс изменения гендерных стереотипов обусловлен объективными условиями - социально-экономическими и политическими трансформациями, а также субъективными - индивидуально-психологичес ...

Переговоры с ориентацией на модели “выигрыш — проигрыш”
Конфликтующие стороны или хотя бы одна из них могут быть ориентированы на завершение конфликта посредством переговоров в рамках модели “выигрыш — проигрыш”, оценивая ситуацию как “игру с нулевой суммой” (т.е. как ситуацию, в которой интер ...

Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент. Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка. Гибкость процедуры. Достои ...