Становление социальных стереотипов поведения молодежи

Психологические материалы » Социальные стереотипы поведения современной молодежи » Становление социальных стереотипов поведения молодежи

Страница 1

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.

В. Т. Лисовским: «Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»[23]. Позднее более

полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»[24].

Под молодежью в настоящее время понимается как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений. В соответствии с действующими нормативными документами РФ это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно (Закон СССР "Об общих на­чалах государственной молодежной политики в СССР" от 16.04.91г. № 2114-1; Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных на­правлениях государственной молодежной политики в России" № 5090-1 от 03.06.93г.). Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение, нравственное

здоровье, будущее народа.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на социальное развитие молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют включение молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, стереотипы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи[25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных
Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических зак ...

Стратегии мышления
Мыслительная деятельность человека всегда была тайной за семью печатями. Еще со времен Аристотеля ученые мужи пытались раскрыть особенности процесса мышления, определить его истоки и резервы. Каждая историческая эпоха подарила нам своих ...

Содержание, задачи и средства физвоспитания детей с ДЦП
Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательны ...