Понятие коллектива

Страница 3

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоцио­нальны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые кон­фликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тен­денцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благопри­ятным фактором для развития группы и хорошего пси­хологического климата.

До сих пор мы говорили о социальной структуре груп­пы, которая формируется официально. Но в любой груп­пе, независимо от нашего желания и желания руковод­ства, складывается невидимая на первый взгляд внутрен­няя социально-психологическая структура.

В группе собираются люди, каждый из которых обла­дает индивидуальностью, имеет присущий ему темпера­мент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивиду­альности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и по­нимании людьми друг друга.

Психологи А.А. Бодалев, В.Н. Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку, — это прическа, которая может менять лицо до неузнавае­мости.

После прически мы обращаем внимание на глаза че­ловека, которые, как известно, зеркало души. Глаза мо­гут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого че­ловека на определенный лад: доверительный, насторожен­ный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно если она добрая и приветли­вая, а не злая и натянутая. Не зря известный американс­кий специалист по общению Дейл Карнеги в качестве пер­вой заповеди хорошего общения провозгласил: если хо­тите понравиться человеку — улыбайтесь, учитесь улы­баться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом выражение лица формируется мимикой, ко­торая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмо­сти, неприветливости, скрытости.

Каждого человека отличают также определенная ма­нера поведения, жесты, походка, движения тела.

А дальше мы уже присматриваемся к личностным ка­чествам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли до­вериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эта­лоны восприятия, житейские представления, сформиро­ванные у каждого человека, и, конечно, уровень психо­логической культуры в части умения воспринимать и оце­нивать другого.

Психологи различают три типа установки на воспри­ятие другого человека: позитивная, негативная и адек­ватная. При позитивной установке мы переоцениваем по­ложительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Не­гативная установка приводит к тому, что воспринимают­ся в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отри­цательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рас­сматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представ­ления о другом человеке.

Приведем примеры нескольких искажений.

Эффект «ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его лич­ности. Если в группе или у руководителя сложилось мне­ние о человеке, что он очень хороший, то его плохой по­ступок расценивается как случайность. И, наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок это­го человека также оценивается как случайность. Этот эф­фект очень часто мешает адекватно воспринимать людей' и создает условия, при которых способные и яркие инди­видуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

Эффект «последовательности» — на суждение о чело­веке наибольшее влияние оказывают сведения, предъяв­ленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет на­вредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказы­вать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.

Очень распространенным является эффект «аванси­рования» — человеку приписывают несуществующие по­ложительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчают­ся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем посетить:

Использование компьютера в проведении психологического исследования
Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники. 1. Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразн ...

Способы противодействия влиянию
«Люди ценят чувство свободы и самостоятельности. Поэтому, когда социальное давление становится настолько сильным, что начинает ущемлять их чувство свободы, они могут восстать» [стр.300, 14] Ольга Владимировна Кружкова и Ольга Николаевна ...

Становление специальной педагогики как науки в России
История российской дефектологии имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педа ...