Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Психологические материалы » Социальная работа и психология » Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Страница 3

2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.

3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.

4. Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью.

5. Они интересные люди.

6. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям.

7. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.

Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков.

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Проводимое исследование "социальных установок пожилых людей" позволили выявить следующие проблемы лиц старшего возраста:

- Фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;

- Негативное отношение в нынешней власти ("раньше жизнь была лучше");

- Высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;

- Неудовлетворенность жизнью;

- Наличие заниженных стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимаются как данность.

При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком проходила индивидуально, но, по итогам данных бесед, можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые учитывались.

Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.

Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и "бурная атака" в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).

Как показала практика, контакт становится оптимальным, если при общении с пожилым человеком использовать улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.

Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым, поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.

Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.

Из 30 опрошенных пожилых людей, 24 клиента были излишне застенчивы в своих просьбах, затруднялись их высказать. Можно предположить, что в данном случае действовал стереотип восприятия социального работника, как молодого человека, не способного понять нужды и заботы людей более старшего возраста. Поэтому на данном этапе общения было важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков оп ...

Построение диагностической гипотезы
Диагностическая гипотеза обследования должна опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми, или его собственные проблемы. В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для разных вар ...

Природа и структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к: врожденным побуждениям и задаткам; потребн ...