Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Психологические материалы » Социальная работа и психология » Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе

Страница 4

Положительно действовало обращение к клиенту: "Давайте познакомимся, как мне Вас называть?", но если клиент был растерян, его подбадривали репликами: "Слушаю Вас, Иван Дмитриевич", "какие у Вас проблемы?" и т.д.

На втором этапе исследования перед нами стояла задача при помощи разработанной анкеты (Приложение 1) выявить позиции и определить тематизм, внутри которого развертывается конфликт. Также нам было необходимо выделить конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.

После проведения анкетирования пожилых людей в обском Доме престарелых мы условно объединили их в несколько групп – это люди, имеющие проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Было выявлено, что осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. И, наконец, к психологическим проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек "выпадает" из трудового коллектива. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии — аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. "Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей", — говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

- частота взаимных социальных контактов, близость;

- физическая привлекательность;

- феномен "ровни";

- чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо);

- отрицательно на аттракцию может влиять "эффект контраста";

- "эффект усиления" - когда у человека находят какие-либо схожие черты – это делает его привлекательнее;

- сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений и преодоления стереотипов;

- если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание.

Таким образом, на основании вышеперечисленных факторов и строилась дальнейшая работа с пожилыми людьми. Преодоление стереотипного мышления было возможно только в том случае, когда клиент "шел" на контакт. Если же этого не происходило, то мы пытались проводить дальнейшие встречи, которые способствовали этому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера
Роттер Джозеф Б. (р. 1916) - американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Наиболее известен как теоретик социального науч ...

Педагогическое общение
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъекто ...

Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педаг ...