Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков

Страница 5

— обнажение противоречий — разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением различных точек зрения;

— стратегия жизни — педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов;

—рассказ о себе и других — воспитатель предлагает ребенку написать рассказ о прошедшем дне (неделе, месяце) и ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

—мой идеал — выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества;

—сказка для воспитанника — воспитателем сочиняется сказка, герои которой очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц; окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик;

—ролевая маска — учащемуся предлагается войти в какую-либо роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:

—непрерывная эстафета мнений — учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;

—самостимулирование — учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждаются;

— импровизация на свободную тему — учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т.п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:

—инструктирование — на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся;

—распределение ролей — четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания;

— коррекция позиций — тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий;

— самоотстранение учителя — после того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового участника;

—распределение инициативы — создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;

—обмен ролями — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий;

— мизансцена — активизация общения и изменение его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетаний друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Далее рассмотрим деятельностный подход к определению методов воспитания девиантных школьников, на который опирается в своих работах А. Д. Гонеев (14б 310-315). Наряду с учебно-познавательной деятельностью школьники с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, нравственно-правовой, игровой и др. Однако следует отметить, что деятельность становится интересной и значимой для детей, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что девиантным школьникам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе её осуществления. Следует отметить, что воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения и коррекции отклонений в поведении школьников. Для того, чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции отклонений в поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем посетить:

Построение диагностической гипотезы
Диагностическая гипотеза обследования должна опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми, или его собственные проблемы. В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для разных вар ...

Структура и система категорий юридической психологии
Становление независимой Украины, значительное обновление законодательства, усилия государства, исправленные на защиту прав и свобод граждан, на борьбу с преступностью обуславливают социальную значимость юриспруденции, повышение престижнос ...

Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала ...