Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в трудовом коллективе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными в условиях демократии и гласности, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника в коллективных формах организации труда.
Успешность адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его встретят, каковы будут его первые впечатления о взаимоотношениях в коллективе, о своем рабочем месте. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во многих коллективах традиции торжественного посвящения в рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты, принятие молодыми (колхозниками, рабочими, служащими) торжественной присяги и т. д.
На предприятиях, где работа с молодежью поставлена на высоком уровне, разработан определенный порядок приема подростков и юношей на работу. С ними беседуют в отделе кадров выясняют их интересы, жизненные планы знакомят с целями и задачами коллектива предприятия, его традициями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня. Затем с каждым молодым человеком беседует начальник цеха, мастер. Далее новичка направляют в кабинет или лабораторию профориентации, в музей трудовой славы. И, наконец, мастер ведет рабочего на место его работы знакомит с бригадой, оборудованием, наставником.
Как правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь трудового коллектива, если чувствует доброжелательное, внимательное отношение к себе, если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В нравственно здоровых коллективах с высоким уровнем социальных отношений степень удовлетворенности работой и избранной специальностью значительно выше.
С первых дней работы профсоюзная организации должны привлекать молодого работника к участию в общественной жизни, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе и т. д.
Особого внимания требуют юноши и девушки, пришедшие на предприятие сразу после окончания средней школы, имеющие еще слабые производственные умения и навыки. Лучших результатов в их организации достигают на предприятиях, где рабочих ставят сначала на рабочее место, на котором можно быстро приобрести опыт и необходимые знания, умения, навыки, хорошо освоить профессию. Затем молодому человеку предлагают или остаться на этом рабочем месте, или перейти на другое место в бригаде.
Быстрее и успешнее протекает процесс адаптации молодых рабочих, которые оканчивают профессионально-техническое училище. У них более высокий уровень теоретической подготовки, выше разряд, и работают они, как правило, с большим интересом.
Заслуживает внимание опыт предприятий, имеющих тесный контакт со школами и СПТУ, выпускники которых приходят к ним на работу.
Успешно решаются проблемы социально-профессиональной адаптации на предприятиях, формирующих бригады на единый наряд с учетом возраста рабочих. Молодых рабочих направляют в молодежные бригады. В этих бригадах общность интересов всех членов бригады, взаимопонимание между ними, возможность совместного труда и отдыха становятся важным моральным стимулом трудовой активности, способствуют возникновению увлеченности, удовлетворенности избранной профессией. Все это положительно сказывается на повышении производительности труда и выполняемой работы.
Рекомендуем посетить:
Стивен Пинкер. "Язык как инстинкт"
Стивен Пинкер (Steven Pinker) родился 18 сентября 1954 года в Монреале, провинция Квебек. Он выдающийся канадско-американский учёный, специализирующийся в экспериментальной психологии и когнитивных науках, а также автор работ по популяриз ...
Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов. Последняя может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг ...
Самоутверждение как предмет научного исследования.
Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием.
На специально-научном уровне эта проблема бы ...