Социально-психологическая и профориентационная адаптация молодёжи

Психологические материалы » Социально-психологическая и профориентационная адаптация молодёжи

Страница 2

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в трудовом коллективе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными в условиях демократии и гласности, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника в коллективных формах организации труда.

Успешность адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его встретят, каковы будут его первые впечатления о взаимоотношениях в коллективе, о своем рабочем месте. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во многих коллективах традиции торжественного посвящения в рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты, принятие молодыми (колхозниками, рабочими, служащими) торжественной присяги и т. д.

На предприятиях, где работа с молодежью поставлена на высоком уровне, разработан определенный порядок приема подростков и юношей на работу. С ними беседуют в отделе кадров выясняют их интересы, жизненные планы знакомят с целями и задачами коллектива предприятия, его традициями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня. Затем с каждым молодым человеком беседует начальник цеха, мастер. Далее новичка направляют в кабинет или лабораторию профориентации, в музей трудовой славы. И, наконец, мастер ведет рабочего на место его работы знакомит с бригадой, оборудованием, наставником.

Как правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь трудового коллектива, если чувствует доброжелательное, внимательное отношение к себе, если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В нравственно здоровых коллективах с высоким уровнем социальных отношений степень удовлетворенности работой и избранной специальностью значительно выше.

С первых дней работы профсоюзная организации должны привлекать молодого работника к участию в общественной жизни, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе и т. д.

Особого внимания требуют юноши и девушки, пришедшие на предприятие сразу после окончания средней школы, имеющие еще слабые производственные умения и навыки. Лучших результатов в их организации достигают на предприятиях, где рабочих ставят сначала на рабочее место, на котором можно быстро приобрести опыт и необходимые знания, умения, навыки, хорошо освоить профессию. Затем молодому человеку предлагают или остаться на этом рабочем месте, или перейти на другое место в бригаде.

Быстрее и успешнее протекает процесс адаптации молодых рабочих, которые оканчивают профессионально-техническое училище. У них более высокий уровень теоретической подготовки, выше разряд, и работают они, как правило, с большим интересом.

Заслуживает внимание опыт предприятий, имеющих тесный контакт со школами и СПТУ, выпускники которых приходят к ним на работу.

Успешно решаются проблемы социально-профессиональной адаптации на предприятиях, формирующих бригады на единый наряд с учетом возраста рабочих. Молодых рабочих направляют в молодежные бригады. В этих бригадах общность интересов всех членов бригады, взаимопонимание между ними, возможность совместного труда и отдыха становятся важным моральным стимулом трудовой активности, способствуют возникновению увлеченности, удовлетворенности избранной профессией. Все это положительно сказывается на повышении производительности труда и выполняемой работы.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Система медико-педагогической помощи детям и подросткам в России
Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время. ...

Специфика рекламной этики
Реклама представляет собой динамичный общественный процесс, на котором встречаются интересы бизнеса, творчество, нужды потребителей и правительственное правовое регулирование. Реклама убеждает потребителя что-то предпринять. Таким образо ...

Соотношение уровня развития социальной психологии за рубежом и в России.
Говоря о дискуссии 20-х гг., следует иметь в виду и общий фон развития социальной психологии в мире. После первой мировой войны эта наука на Западе (прежде всего в США) пережила период бурного расцвета и приобрела вид развитой эксперимент ...