Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора

Психологические материалы » Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора

Страница 2

Из всей совокупности фундаментальных идей, разрабатываемых в отечественной социальной психологии в последние годы, целесообразно прежде всего выделить тот блок, который относится к анализу совместной групповой деятельности, ибо именно в этом блоке исследований более всего сконцентрированы проблемы, имеющие отношение к активизации человеческого фактора. Как известно, важным достижением советской социально-психологической науки явилось создание концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе, позволившей рассмотреть совместную деятельность как важную детерминанту развития не только всех групповых процессов, но и самой личности [9]. Продуктивность этой идеи была доказана в многочисленных экспериментальных исследованиях. Вместе с тем уже при интерпретации их результатов, а также в ряде теоретических дискуссий было установлено, что при всей важности понимания совместной деятельности как детерминанты групповых процессов остается еще много феноменов жизни группы, которые воздействием одной совместной деятельности обеспечены быть не могут прежде всего в тех случаях, когда сама совместная деятельность оказывается не настолько развитой, чтобы автоматически повлечь за собой развитие всего спектра внутригрупповых отношений.

В связи с обнаружением этого факта в социальной психологии наметились две другие линии развития, каждая из которых, отнюдь не отказываясь от принципа деятельностного опосредствования, предполагала его развитие и дополнение. Одна из этих линий связана с исследованиями в области социально-психологического тренинга, предусматривающими поиск своего рода компенсаторных механизмов, которые должны быть включены для активизации групповых процессов в тех случаях, когда сама по себе совместная деятельность не вызывает значимых изменений в характере групповой активности [8]. Идея активного социально-психологического воздействия предполагает именно дополнительные факторы влияния на внутригрупповые отношения наряду с совместной деятельностью. Вторая линия реализована не только в рамках проблематики социально-психологического тренинга, но и в более широком подходе, ориентированном на выявление факторов, влияющих на саму совместную деятельность. В данном случае речь идет не столько о компенсаторных механизмах, дополняющих совместную деятельность, сколько о механизмах, ее активизирующих и способствующих ее развитию. В исследованиях этого блока в качестве важнейшего фактора рассматривается общение, развитие которого служит оптимизации совместной деятельности. В социальной психологии поставлена новая задача, как бы «обратная» той, которая решалась в рамках концепции деятельностного опосредствования: теперь анализу подвергается не воздействие совместной деятельности на общение (как и на другие групповые процессы), а, напротив, воздействие общения на совместную деятельность1. Эта идея оказалась продуктивной и позволила сконцентрировать внимание на специфически психологических средствах оптимизации совместной деятельности, что имеет принципиальное значение на уровне фундаментальной науки, так как делает известный шаг на пути объяснения взаимодействия психологических и непсихологических характеристик жизнедеятельности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем посетить:

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его ...

Особенности младшего школьного возраста
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личност ...

Стресс в деятельности руководителя
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человек ...