Каждая из двух обозначенных тенденций означала позитивный вклад в развитие социальной психологии и составила часть того фундамента, на котором сегодня необходимо развернуть исследования, связанные с активизацией человеческого фактора. Вместе с тем каждая из этих тенденций, взятая в отдельности, вряд ли достаточна для выполнения такой задачи. Сегодня представляется крайне необходимой большая интеграция двух обозначенных подходов, т. е. необходимость одновременного изучения как воздействия совместной деятельности на общение, так и общения на совместную деятельность. Прямым следствием такой интеграции должен быть не только поиск механизмов, компенсирующих «недоработки» в совместной деятельности, но и активное вмешательство в сам процесс ее проектирования. С точки зрения идей фундаментальной науки, это означает расширение возможностей психологии в конструировании непсихологического образования (каковым в целом является совместная деятельность). С точки зрения прикладных задач, такой подход раскрывает перед социальной психологией новые возможности, в частности для определения конкретных способов активизации человеческого фактора.
Эти общие соображения могут быть раскрыты на конкретных примерах проблематики «человеческого фактора» в социальной психологии. Естественно, что в ее разработке большое значение имеют все, в том числе классические, темы социально-психологических исследований: процессы коллективообразования (например, источники мотивации трудовой деятельности; сверхнормативная активность личности и др.); процессы принятия групповых решений (например, поиск оптимального решения в условиях взаимодействия); процессы социальной перцепции (в частности, анализ механизмов лучшего понимания другого человека как средство оптимизации совместных действий с ним как с партнером по деятельности и как условие выявления духовного потенциала другого человека) и т. п. Однако задача активизации человеческого фактора ставит перед социальной психологией ряд совершенно новых проблем и обозначает новые акценты в проблемах традиционных. В качестве примеров можно указать на три области исследований.
1. Проблема инноваций (нововведений) — комплексного процесса создания, распространения и использования новых практических средств с целью удовлетворения новой общественной потребности или более полного удовлетворения уже существующих потребностей [5]. Поскольку всякое нововведение сопряжено с изменениями не только в вещественной, но и в социальной среде, необходим анализ этого явления и со стороны всего комплекса общественных наук. Определенная разработка проблемы уже существует в социологической литературе, где, в частности, предложена типология тех задач, которые стоят не только перед социологией, но и перед социальной психологией в связи с изучением процесса нововведения (анализ факторов, влияющих на возникновение и распространение инноваций; социальное содержание самих инноваций и их последствий). Так, при выяснении условий, определяющих успешность или неуспешность распространения нововведения, большое значение приобретает анализ социальных установок и позиций как субъектов творчества инноваций, так и субъектов их принятия. Понятие «субъект» во втором случае не должно рассматриваться как метафора: эффект нововведения достигается именно тогда, когда оно не только предложено, но и активно принято. Поэтому, как показано в ряде исследований социологов [5], [6], [9] инициативность предполагается не только на стадии разработки нововведения, но и на той стадии, когда оно обретает свою действительную жизнь.
Рекомендуем посетить:
Психолого-педагогические условия развития памяти у
детей младшего школьного возраста с ЗПР
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются резуль ...
Малая группа как группа с внешним статусом
Объектами исследования в данной контрольной работе являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные характеристики, отражающие складывающуюся в группе систему взаимоотношений индивидов. Поэтому понятия «малая группа» и «струк ...
Структура профессионального мышления специалиста
С каждым годом все более остро возникает вопрос: «Как найти хорошего специалиста?». Подбирая и формируя специалистов определенного уровня, мы выбираем уровень подготовленности: более компетентные специалисты достигают более успешных резул ...