Содержание понятия самореализации личности

Страница 2

Достижение самостоятельности является одной из главных задач отрочества и юности. Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми по­требностями и преимуществами, связанными с самостоятельно­стью, приводит к возникновению многих проблем. Приобрести подлинную самостоятельность молодому человеку совсем не про­сто. Взрослые, с одной стороны, побуждают его к самостоятельно­сти, с другой стороны, в значительной степени поощряют его зависимость, что может привести к конфликтам и неустойчивому поведению подростка. Насколько сложно будет подростку добить­ся самостоятельности, в определенной мере зависит от общеприня­тых взглядов окружающих на независимость подростков, от поведения и методов воспитания родителей, взаимоотношений подростка со сверстниками и их поддержки его независимого поведения.

В менее развитом обществе и даже в обособленных группах экономически развитых обществ подростку, возможно, легче достичь самостоятельности, чем в высокоразвитом, социально неоднородном, постоянно меняющемся обществе. Следуя примеру старших, дети постепенно приучаются ко все большей ответственности и обязанностям, которые им предстоит выполнять, став взрослыми. И ни у роди­телей, ни у детей решение столь серьезной задачи не вызывает особых волнений. Родители считают, что детям под силу спра­виться с их новыми обязанностями, а большего от них и не требуется. При этом агрессивное соперничество среди детей ро­дители считают недопустимым, так как благожелательным от­ношениям в семье придается большое значение.

Таким образом, поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладеет различными навыками, приобретет самостоятельность, уверенность в своих силах. В психологическом и социальном развитии молодых людей, особенно в развитом обществе, где вступление во взрослый мир труда и семейных обязанностей становится все более и более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. Однако значимость этого факто­ра нельзя переоценивать. Данные исследования не подтверждают убеждений некоторых родителей, склонных приписывать влиянию сверстников все: начиная от перемен в социальных и сексуальных нормах поведения своих детей и кончая наркоманией и преступно­стью.

Многие функции взаимоотношений со сверстниками в юно­сти совпадают с таковыми у младших детей. Они помогают научиться контролировать социальные формы поведения, разви­вать соответствующие возрасту интересы и навыки, учат сопере­живать, вместе решать общие проблемы. Но в период отрочества и юности взаимоотношения со сверстниками уже носят «взрос­лый» характер. В этом возрасте поведение молодых людей боль­ше чем прежде зависит от влияния сверстников, поскольку они уже достигли некоторой независимости и их связь с родителями ослабла. Кроме того, в юношеский период отношения с родителя­ми и другими членами семьи нередко сопровождаются самыми противоречивыми чувствами: страстное стремление к независи­мости переплетается с желанием продлить зависимость, любовь переплетается с ненавистью, возникают конфликты, связанные с различной оценкой социальных форм поведения и духовных ценностей. Поэтому во многих сферах жизни молодые люди не находят взаимопонимания с родителями; в свою очередь родите­ли тоже не всегда понимают своих детей, даже если прилагают к этому усилия и искренне заинтересованы в их благополучии. В этом уязвимом возрасте взаимоотношения подростков могут носить и болезненный характер. Например, у подростка, которого бьют, над которым смеются, которого отвергла понравившаяся де­вушка или которого не приняли в компанию, появляется тревожная настороженность по отношению к сверстникам, стремление их избе­гать. Вне всяких сомнений, желательно, чтобы отношения подрост­ка со сверстниками складывались как можно благоприятнее, так как в этом возрасте у человека особенно сильна потребность поде­литься с другими своими сомнениями, мечтами, сильными и часто противоречивыми чувствами.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем посетить:

Определение способностей
Самыгин писал, что когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда[4]. П ...

Адаптация супругов в семье
Адаптация в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоци ...

Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в ...