Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков

Психологические материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков

Страница 2

Психоаналитический подход в социальной психологии особое внимание отводит проблемам возникновения агрессии. Ее проявления зависят от невозможности реализовать свои неосознаваемые влечения (например, либидозные, властные, стремления к безопасности, стремления получить одобрение со стороны значимого окружения и т.д.). В настоящее время, в рамках социально-психологического подхода, общепринята точка зрения, что у преступников нет никаких особенных личностных «преступных» черт. Скорее, девиантное поведение зависит от содержания мотивации.

Такие общие объяснения позволяют искать общие корни отклоняющегося поведения, сузить «поле» поиска причин и факторов дезадаптаций у подростков, приводящих к правонарушениям.

Специально правонарушения и психологию правонарушителей исследуют многие отечественные и зарубежные авторы. Например, Ф. Райс[7] указывает на следующие причины правонарушений:

а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой;

б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.);

в) биологические факторы.

Одним из важнейших социально-психологических факторов можно назвать личностные особенности и характер человека. Е.А. Личко приводит данные, полученные на выборках подростков, красноречиво говорящие о том, что противоправное поведение во многом, определяется акцентуацией характера подростка. Так же как и прочие виды отклонений, такие как алкоголизм, суицидальные тенденции, наркозависимость, половая невоздержанность и т.д. Приведем описания тех акцентуаций, которые, по мнению Е.А. Личко, чаще других приводят к правонарушениям[8].

Гипертимные личности с первых лет обучения в школе проявляют неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Для них характерны прогулы, конфликты с учителями и родителями. Девиантное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстникам своей смелости. Часты самовольные отлучки. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечься. Возможны беспорядочные сексуальные связи.

Шизоидный тип личности проявляется как полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны непонятные чудаковатые поступки. Формы нарушения поведения: могут совершать асоциальные действия ради борьбы за справедливость или ради какой-то идеи.

Эпилептоидный тип личности проявляется дезадаптивно в любой обстановке. Эпилептоид дает взрыв злобного аффекта в ответ на провоцирующие факторы. Злопамятен.

Неустойчивый тип личности проявляется в невозможности усвоения морально-этических норм. Различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные заведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе. Очень склонны к девиантному поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих веществ. Часты побеги из дому, чтобы избежать наказания или побыть в асоциальной компании.

К личностному фактору следует отнести самооценку и самоуважение подростка, а также экстернальный или интернальный локус контроля. И.С. Кон описывает следующие особенности личности девиантов: «Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения».[9] Исследователями отмечается, что те, кто ведет себя противоправно, отличается самоуверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к властям, обидчивостью, враждебностью, недостаточным самоконтролем.

Важнейшим социально-психологическим фактором является окружение подростка. К окружению следует отнести, в первую очередь, референтных лиц и референтные группы. К референтным лица, подросток, скорее всего, отнесет, родителей, сверстников из «своей» компании, некоторых учителей, а также тех лиц, на которых он хотел бы походить (известных артистов, спортсменов и т.п.). Референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц»[10]. Референтными могут быть как отдельные лица, так и группы. Отношения референтности возможны потому, что личность начинает ориентироваться на ценности значимых лиц или групп, они становятся особенно близкими. А.В. Петровский пишет об «отраженной субъектности»[11], когда личность видит себя в значимом другом, одним из основных качеств которого является референтность. Суждение личности о себе во многом зависит от того, с кем она себя соотносит, на кого хочет быть похожей. Референтные отношения много говорят о личностных смыслах и ценностях личности. Люди, которых личность избирает, чтобы справляться с их мнениями и оценками, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа. Человек ориентируется на оценку своих поступков, своих личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов и т.д. с точки зрения его референтной группы. Даже в том случае, когда индивид не располагает информацией об оценке его персоны со стороны референтной группы, он не может не строить предположений о возможном ее мнении. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида, ему необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение. Референтность обнаруживается в ситуации, когда определяется отношение субъекта к целям и задачам деятельности, трудностям их осуществления, конфликтным ситуациям, личным качествам участников совместной деятельности, в том числе и его самого. С помощью референтного круга личность получает возможность познавать себя. «Ценностные ориентации индивид черпает в результате активного взаимодействия с другими членами группы. Усвоение этих ценностных ориентаций не является однонаправленным: оно предполагает своего рода контроль над личностью, реально осуществляемый группой и приписываемый личностью группе. Этот контроль с необходимостью предполагает оценку, которую группа дает индивиду как личности»[12].

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Правосознание и ответственность личности
Право – это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений. Правовое регулирование базирует ...

Определение понятия «конфликт». Природа социального конфликта.
«Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт – столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что ко ...

Влияние стресса на деятельность внутренних органов
Первыми исследованиями влияния изменения эмоционального состояния на деятельность внутренних органов были эксперименты Брунсвика. Во время исследования испытуемым в желудок и двенадцатиперстную кишку вводились резиновые баллончики, при по ...