Структура компетентности в общении.

Страница 1

В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий; как оринтерованность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.

В состав компетентности включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (умения и навыки) и эмоциональные (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты.

А.А. Бодалев предложил выделять в качестве значимых для исследования такие компоненты общения, как особенности познавательных процессов человека – «отражение», его эмоциональные сферы – «отношение» и поведение – «обращение», возникающие в процессе общения. Итак, компетентность в общении мы будем рассматривать как сложное образование, которое включает в себя познавательный, поведенческий, эмоциональный компонент.

На сегодняшний день в СПТ наиболее проработанным в теоретическом и практическом плане является познавательный компонент.

Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.

Развитие познавательного компонента («отражение») можно рассматривать, прежде всего, как углубление самопознания партнеров по общению, а также необходимые знания, касающиеся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.

Поведенческий компонент компетентности в общении, прежде всего включает себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относятся звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства ( такие, как поза, аранжировка пространства и т.д.).

Таким образом, поведенческий компонент компетентности в общении заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения.

Чаще всего в различных СПТ развитие эмоциональной сферы участников является вторичной задачей и рассматривается как условие решения основной – развития познавательной или поведенческой сфер. Задействование эмоциональной сферы рассматривается как обслуживание интеллектуально-аналитического процесса. Поэтому эмоциональный компонент изучен в СПТ гораздо меньше, чем предыдущие, хотя это наиболее важная и сложная составляющая.

В эту сферу, прежде всего, входят эмоциональный опыт общения. Неприятный прошлый опыт может значительно дезорганизовать процесс общения. По мнению Э. Берна, именно благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Специфика СПТ заключается в том, что в первую очередь, определенным образом «скорректированный» социальный опыт, который позволяет личности за ограниченный промежуток времени обрести более совершенное социально-психологическое содержание. Опыт переживаний участников СПТ, полученный в результате работы, является важной составляющей целого ряда эффектов: децентрации, развития гуманистической установки, возрастания социально-психологической активности, осознания общения как самостоятельной ценности.

Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.

Еще одним элементом является эмоциональный настрой человека на общение, проявляющийся в направленности на партнера, своеобразной «повернутости к нему». Без этого полноценное общение невозможно. «Сверхзадачей» любого СПТ должно быть, в первую очередь, пробуждение интереса к другому человеку. В качестве форм проявления такой гуманистической установки на партнера выделяют чувства теплоты, близости, дружеской расположенности, а также большую терпимость к психологическому своеобразию другого человека, меньшую категоричность. То есть наиболее важным составляющими эмоционального компонента, во многом «окрашивающими» компетентность в общении в целом, мы выделяем опыт разнообразного общения, позитивное самоотношение и настрой на партнера.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"
На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. ...

Построение диагностической гипотезы
Диагностическая гипотеза обследования должна опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослыми, или его собственные проблемы. В первую очередь, она должна исходить из знания типичных и специфичных для разных вар ...

Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной ...