Структура компетентности в общении.

Страница 2

Принятая типология «функциональных ситуаций» позволяет выделить непосредственно компетентность в общении как особом виде межличностных контактов, а также коммуникативную компетентность, компетентность в управлении и компетентность в обслуживании.

Это дает возможность психологу более четко представлять, развитие какого рода компетентности он определяет целью того или иного тренинга. Например, компетентность в управлении заключается в умении манипулировать другими. Такие отношения требуют изощренной тактики и владение различными приемами психологического воздействия. Коммуникативная компетентность связана, прежде всего с освоением специальных техник, связанных с приемом и передачей информации, например, «техника активного слушания», помогающих без искажений как воспринимать информацию, так и передавать ее другому.

В познавательный блок, на наш взгляд, следует включать, прежде всего, знания человека о самом себе не с точки зрения выполняемых социальных ролей, а как субъекта общения. Вероятно, познание себя как субъекта должно отличаться от познания себя как объекта. Понимание и осознание себя как постоянно изменяющегося, уникального, выход за рамки первичной «Я-концепции», открытие своих возможностей – в таком направлении может развиваться субъективное самопознание. В той же мере это относится и к познанию партнера по общению, когда главное – увидеть в другом другого как возможность рядоположенного существования другой «субъективной реальности». Взаимопонимание при этом строится не на рациональном, а на эмоциональном понимании, сопереживании, вчувствовании.

В поведенческом блоке наиболее важным является, что мы уже отмечали по работам А.У. Хараша, такой способ поведения, как самораскрытие. При самораскрытии человек идет на риск быть самим собой, без «маски», не стремится выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Открытость должна быть по типу «здесь и теперь», т.е. человек чувствует или думает в данный момент. Ввиду того, что общение не только речевой контакт, огромное значение имеет владение невербальными «языками общения».

Что касается эмоционального блока, то здесь, помимо позитивного самоотношения в целом, большое значение имеет такой компонент, как самопринятие, которое В. Франкл предлагает рассматривать как эквивалент любви к себе. Но это понятие не тождественно самооценке, самооценка – это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств.

Отличительной чертой СПТ от традиционных видов обучения является наличие основополагающих принципов, которых должен придерживаться психолог. Их последовательная реализация при проведении СПТ обеспечивает качественное отличие таких занятий от традиционных методов обучения: лекции, семинара, чтения литературы.

Отличием СПТ от других форм психологического воздействия является то, что одной из ведущих предпосылок, механизмом и в то же время результатом группообразования выступают качественные изменения процессов общения в группе. По мнению А.И. Донцова, такая фундаментальная роль общению в развитии группы отводится по двум причинам: общение является внутренним необходимым условием осуществления и развития совместной предметной деятельности, на базе и вокруг которой создается развитая группа, а сами процессы общения служат важной предпосылкой и в то же время способом, формой существования и развития группы как целостного психологического образования. [4]

Принципиально важный момент, вытекающий из указанного характера общения – активная позиция участников тренинга. Это основывается на том положении, что любое самоизменение личности, ее развитие возможно только через самодеятельность, т.е. такую деятельность, в которой человек выступает активным субъектом, а не пассивным исполнителем извне приписанных функций и ролей. Использование этого принципа позволяет осуществлять развитие компетентности не путем непосредственного влияния психолога на участников группы, а созданием условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия. При этом диагностика превращается в самодиагностику, коррекция – в самокоррекцию, как и вообще любое новоприобретение в виде соответствующих эффектов тренинга, которые непосредственно выступают как результат активной работы самого участника.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить: