Структура компетентности в общении.

Страница 3

Предметом изучения и анализа являются различные аспекты социально-психологического взаимодействия человека с окружающей ценностно-нормативной средой, реальным ее носителем. Общение в ситуациях, моделирующих или воспроизводящих различные аспекты этого взаимодействия, и коррекция личного смыслового поля, стратегии взаимодействия могут осуществляться в результате реагирования на тот или иной стиль внешнего воздействия, общения или решения психологической задачи. Следовательно, все члены группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и общаются в конкретной ситуации, а также о том, что можно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия.

Основной замысел тренинга состоит в том, что бы превратить группу в своеобразное объемное зеркало или, систему зеркал, в которых каждый участник мог бы увидеть себя в процессе своих конкретных проявлений в жизни, данной группы. Поэтому в качестве важного правила выступает ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь») и персонификация высказываний. Суть последнего заключается в отказе безличных речевых форм (типа «Каждый человек .», «Все люди считают, что .») и прежде к личным «Я считаю .», «Я полагаю .».

Следующим моментом является намеренная межличностная обратная связь. Под обратной связью здесь следует понимать краткое, аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом группы своих соображений о смысле, способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, о сравнительной эффективности тех или иных способов поведения в специально смоделированных ситуациях, об успешности выполнения поставленных на занятиях задач.

Именно благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль индивидуальной беседы, рассуждения, мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции. Здесь коммуникативное личностное поле смысла особенности оценок, умения, навыки каждого участника тренинга оцениваются не абстрактно, а применительно к его поведению в проблемных ситуациях, моделирующих его стиль взаимоотношения с окружающей средой. Все это создает предпосылки для коррекции навыков и умений общения, а шире — для взаимодействия в ходе тренинга.

Чтобы обратная связь выполняла названную функцию, к ней предъявляются определенные требования. Прежде всего, она должна носить конструктивный характер, т.е. быть такой, чтобы тот, кому она адресована, мог воспринять ее и найти в ней позитивные для себя моменты. Для этого надо избегать прямых оценок, категоричности суждений. Важно ориентироваться и опираться на лучшее в человеке, не прикреплять ярлыки, а помогать члену группы найти способы совершенствования своих навыков и умений.

Реализуя в ходе тренинга принцип обратной связи, руководитель должен тщательно контролировать высказывания участников, стремясь скорректировать их содержание от оценочных категорий к описательным.

Еще одно требование к обратной связи — ее неотсроченность, т.е. мнения должны высказываться по ходу или сразу после выполнения упражнения или задания.

Обобщив материал по развитию группы в СПТ, можно достаточно четко диагностировать три основных этапа становления работающей группы: ВХОЖДЕНИЕ (предтрениг) – ПЕРЕСТРОЙКА – собственно ТРЕНИНГ. Этап вхождения характеризуется тем, что участники в необычной ситуации тренинга пытаются найти опору «вовне», или на помощь психолога, или на социальные общепринятые конвенции общения, или на собственный прежний опыт личного общения. Возникающее напряжение «гасится» как псевдосплоченностью, так и обработкой стереотипных сценариев поведения и общения в группе.

Но все больше возникающее несовпадение ожиданий по поводу ситуации и манеры общения психолога, а также исчерпывание привычных «штампов» общения приводит к своеобразной «мертвой точке». Этап перестройки – стадия последних попыток участников заставить психолога соответствовать их ожиданиям и внутренней психологической перестройки, нередко сопровождающейся болезненными и негативными переживаниями, на то, чтобы отойти от «само собой разумеющейся» манеры общения.

После этого сложного, но благотворного для занятий «эмоционального взрыва» начинается этап собственно тренинга. Участники начинают экспериментировать и рисковать в этой возникшей атмосфере безопасности. На этой фазе группа характеризуется меньшей зависимостью от психолога и увеличением «опоры на себя», резко возрастает интерес к занятиям.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем посетить:

Психофизиологические основы управления движениями
Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развит ...

Типы конфликтов и способов поведения в них.
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований. По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Для аогнистических конфликтов ...

Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походк ...