В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается, так как общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода [3;18].
Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. В то же время у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое "я", не быть "заурядным". Он может верховодить сверстниками или играть роль шута, лишь бы занять заметное место [25;217].
Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.
Для подростков становится важным:
умение познакомиться с понравившимся человеком;
свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли и выразить чувства.
Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью [15;56].
Зачастую подросток стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки [36;180]. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью.
У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми (39).
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Рекомендуем посетить:
Систематика задержки психического развития (ЗПР)
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных сист ...
Формирование адекватных семейно-брачных
представлений юношей и девушек
Готовность к семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимо еще ...
Особенности психологического развития подростков
Подростки-близнецы как особая группа требуют специального психологического внимания, поскольку их психическое развитие во многом отличается от развития одиночно рожденных детей. Эти отличия таковы, что без профилактической работы они могу ...