Негативные факторы и феномены психологического развития личности подростка

Психологические материалы » Социально-психологический тренинг ассертивности в работе психолога с подростками » Негативные факторы и феномены психологического развития личности подростка

Страница 3

Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. Неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-демонстративным движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, "кодекс чести" которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое "Я" уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий (5).

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание им своего “Я”. Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми.

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Кроме того, межличностные проблемы в среде подростков могут возникать и вследствие других причин.

Различия в представлениях и ценностях. Различия в ценностях - очень распространенная причина межличностных проблем среди подростков. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, молодые люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для личных потребностей [14;92].

Неудовлетворительная коммуникация. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием межличностных проблем. Она может действовать как катализатор проблем, мешая отдельным подросткам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие проблемы,- неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить взаимоподчиненность подростков между собой, а также предъявление взаимоисключающих требований друг к другу. Эти проблемы могут возникать или углубляться из-за неспособности подростков сформулировать и довести до сведения сверстников точное описание своего мировосприятия.

В то же время, плохая передача информации является и следствием проблем. Так, между участниками межличностных конфликтов снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Структура личности
Основоположники, их близкие ученики и последователи имеют западное классическое медицинское или психологическое образование. В книгах по НЛП практически отсутствуют религиозные и идеалистические понятия, такие как душа, Бог, загробная жиз ...

Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора
Стратегический курс КПСС на ускорение социально-экономического развития страны предполагает «качественное преобразование всех сторон жизни советского общества: коренное обновление его материально-технической базы на основе достижений науч ...

Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во мног ...