Негативные факторы и феномены психологического развития личности подростка

Психологические материалы » Социально-психологический тренинг ассертивности в работе психолога с подростками » Негативные факторы и феномены психологического развития личности подростка

Страница 4

Несбалансированность социального положения подростка в группе. Частый источник проблем между подростками. Имеет место, когда социальная функция не подкреплена в полной мере средствами и соответственно – положением в группе.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Подросток не ощущает идентичности и настраивается сразу на то, что он не будет понят другим человеком. Возникает барьер в общении [19;13].

Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я".

Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, но также может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения.

Выделяется ведущий мотив подростка: "Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться", что может провоцировать отклоняющееся поведение. Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности.

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся поведение, подросток может считать "нормальными ситуациями" (22).

Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Личко А.Е., Мудрик А.В и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения [38;53].

Так же негативными факторами развития личности подростка являются такие его характеристики как:

впечатлительность, как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Подросток долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего;

импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: "Все держит в себе"; "Не склонен делиться переживаниями с окружающими". В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все. Ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих;

внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости, или противоречивости, могут быть: а) со стороны нервной системы – факторы нервной конституции, дизонтогенеза; б) трудносовместимое сочетание у подростков полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я"; д) противоречия между эмоционально-чувственными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики; е) подчеркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) существование трудносовместимых противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться подросток, в том числе это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми имеющими нарушения и отклонения в развитии
Семейное воспитание - это воспитание детей осуществляемое родителями или лицами их заменяющими (родственники, опекуны). Семей. восп-е детей с наруш. слуха. Наиболее тяжелое последствие полной или частичной потери слуха - отсутствие или н ...

Истоки исследования социальной идентичности
Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейд, который использовал термин идентификация. Понятие - идентификация (отождествле ...

Профильные различия в предубеждениях
Проблема предубеждений является объектом многочисленных социально-психологических исследований. Целью нашего исследования стало изучение предубеждений в отношении представителей стигматизированных групп. Под "стигматизированной групп ...