Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Психологические материалы » Специальная дошкольная педагогика и психология » Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи

Страница 4

Детей такого типа невозможно не заметить, т.к они резко выделяются на фоне других своим поведением: чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Все эти признаки характерны для детей с гиперактивным синдромом. В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения классифицируются как "синдром дефицита внимания".

Специалисты выделяют следующие проявления СДВ у детей:

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

Неумение спокойно сидеть на одном месте, когда это требуется

Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы

Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия, экскурсии)

Неумение сосредоточиться

Сложности при выполнении заданий

С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий ли во время игр

Частые переходы от одного незавершенного действия к другому

Неумение играть тихо, спокойно

Болтливость

Мешает другим, пристает к окружающим

Часто не слушает обращенную к нему речь

Часто теряет вещи

Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях

Эти основные нарушения сопровождаются вторичными нарушениями - слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

В соответствии с характером и степенью выраженности нарушений дети воспитываются в специальных коррекционных учреждениях, находящихся в ведении министерства образования, министерства здравоохранения, министерства социальной защиты.

В системе министерства образования открыта сеть специальных (коррекционных д / с с круглосуточным пребыванием, специализированных детских домов, а также групп при специальных школах-интернатах). В них принимаются дети в возрасте от 3-4 до 7-8 лет.

Решение о зачислении ребенка в специализированное ДОУ и о его выводе принимается ПМПК, в составе которой находятся специалисты различного профиля из департамента образования, здравоохранения и члены комиссии: олигофренопедагог, логопед, врач-психоневролог (детский психиатр). В ПМПК должны организовываться комиссии на основе решения областного или городского департамента образования.

В структуре специализированного ДОУ предусматриваются различные возрастные группы, наполняемостью 10 детей, если со сложными нарушениями - то меньше. Младшая группа 3-4 года - первый год обучения, средняя группа 4-5 лет - второй год обучения, старшая группа 6-7 лет - третий год обучения, подготовительная группа 7-8 лет - четвертый год обучения. Группы называются по годам обучения. Целью СДОУ (коррекционного воспитания) является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии. ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ СДОУ яв-ся подготовка детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивиуальных возможностей каждого ребенка.

ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ - это привитие навыков самообслуживания, адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, формирование учебных навыков. В последнее время ио многих регионах стали открываться для детей инвалидов

Реабилитационные центры с целью создания наиболее адекватных форм воспитания и обучения данной категории детей.

Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Основные направления в изучении гендерных стереотипов
Основные направления в изучении гендерных стереотипов. Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стер ...

Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие "ценностные ориентации личности" по су ...

Заключение.
Конфликт – продукт социально-психологического взаимодействия. Внутри любого сообщества людей неизбежно возникновение соревнования и соперничества между ее членами. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противореч ...