Теории агрессии и агрессивного поведения

Страница 2

Концепция ортодоксальных фрейдистов очень сходна со взглядами этологов.

Они также считают, что агрессия имеет внутренний источник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдением за жестокими действиями, разрушением неодушёвленных предметов, участием в спортивных состязаниях, достижением позиций доминирования, власти и пр.)

Одна из наиболее известных трактовок агрессии как инстинктивного побуждения представлена в работах З. Фрейда[6]. В своих ранних работах основоположник психоанализа утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из Эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, З. Фрейд постепенно пришёл к мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существования второго основного инстинкта (первый инстинкт - эрос - инстинкт жизни), танатоса - влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (то есть эросом) и её разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других[7].

Взгляды З. Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врождённое, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведёт к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков.

Развитие взглядов З. Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии. Существует теория, согласно которой агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, т. е. непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности, или фрустрации. Интерес к изучению фрустрации и её связи с агрессией был вызван опубликованной в 1939 г. фрустрационно - агрессивной гипотезой. Эта гипотеза, разработанная группой психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опирающаяся на работы З. Фрейда и К. Левина, утверждала, что агрессия всегда следует за фрустрацией, а “ случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации”, т.е. если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, и что не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

Эту теорию обусловленности агрессии фрустрацией поддерживают Л. Берковиц и Мак-Нейл. Так, Л. Берковиц вводит новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев - эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Он отмечает, что агрессия не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определённых условиях может быть подавлена. Кроме того, Л. Берковиц большое внимание уделяет катарсическому аффекту агрессии[8].

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик
Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "прав ...

Вывод
В процессе написания данной курсовой работы, я поняла насколько важно осознавать свою идентичность – социальную, этническую, личную. Действительно как важно знать для себя - кто я? С кем я? По сути, социальная идентичность в этом смысле ...

Проблема личности в социальной психологии
Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии лично ...