Теории агрессии и агрессивного поведения

Страница 4

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:

· многочисленные отпоры;

· отрицательные отзывы и критические замечания;

· выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;

высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Убить тебя надо"), или проклятий;

Таблица 1.

Категории агрессии по А. Бассу

ТИП АГРЕССИИ

ПРИМЕРЫ

Физическая - активная - прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая - активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая - пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (напр. сидячая демонстрация).

Физическая - пассивная - непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (напр. Отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная - активная - прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная - активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определённые словесные пояснения или объяснения (напр. отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

· оскорбления;

· угрозы, принуждения и вымогательства;

· упреки и обвинения;

· ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;

· простой крик без формулирования речевого выражения, рев;

· скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей "круга" жертвы.

А. Басс указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.

Если останавливаться на вербальной агрессии, то можно выделить следующие ее виды на основании содержания высказывания: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение отрицательных эмоций, например, недовольства в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; оскорбления, угрозы, принуждения, вымогательства; упреки и обвинения[9].

Говоря о негативной стороне агрессии, Р. Мэй отмечает, что она несет с собой тревогу и вину[10]. Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э. Фромма - доброкачественной и злокачественной)[11]. Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествующих проявлению агрессивности. При конструктивной агрессии злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем посетить:

Мотивация учебной деятельности студентов
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все же можно отмет ...

Основные принципы диагностической деятельности детского психолога
Необходимо конкретизировать и сформулировать основные положения и принципы, непосредственно касающиеся диагностической деятельности практического психолога, работающего с детьми. К ним следует отнести: 1. Теоретико-методологическое позиц ...

Социализация и социальная справедливость.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности. При которой предписания общественных норм воспр ...