Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

Психологические материалы » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

Страница 6

Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека - излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придаётся «синдрому избиваемого ребёнка». Известно, что при «семейной жестокости», которая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тревожных состояний и депрессий различной глубины в сочетании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного поведения, антисоциальными личностными деформациями.

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, относятся: - алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

- незрелость родителей и их изолированность;

- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;

- потребность родителей установить приоритет над ребёнком, нарушение баланса власти;

- агрессивное поведение, жёсткие моральные нормы;

- одиночество и плохое здоровье матери.

Жестокое обращение с ребёнком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем в агрессию.

Наиболее типичными ошибками семейного воспитания (по С.А. Беличевой)[52], оказывающими негативное воздействие на детей являются следующие стили семейного воспитания, сложившиеся в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей:

1) Попустительско-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, “что все дети такие” и т. д.

2) Позиция круговой обороны, которую занимает часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу “наш ребёнок всегда прав”. Дети из таких семей страдают особо тяжёлыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.

3) Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребёнка, рассказывая на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

4) Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребёнка, круг его общения, интересов, занятий.

5) Жёстко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный приём - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем посетить:

Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индиви­дам» [38] поведение. Говоря о самоу ...

Нервная ось
В организме человека сложно представить себе какие-либо психические реакции, не приводящие к соматическим изменениям, и наоборот. Именно поэтому полное понимание стресса возможно лишь при изучении как психических, так и физиологических ег ...

Программа исследования
Целью настоящего исследования является изучение социально психологических условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Объект исследования – мотивационная сфера младших школьников. Предмет исследования – различия ...