Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей с нарушением интеллекта

Психологические материалы » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей с нарушением интеллекта

Страница 1

Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей.

Так, слабовыраженный «комплекс оживления», характерный для детей с умственной отсталостью, является первым симптомом неблагополучного развития ребенка как субъекта общения и познания другого человека. Л. М. Шипицына пишет, что умственно отсталый ребенок не отличает близких ему членов семьи от чужих людей, у него не появляется более живая и яркая реакция на лицо матери [37].

В первом полугодии, когда в норме у детей складывается отношение к взрослому как к партнеру по общению, умственно отсталый ребенок не испытывает потребности в общении, он требует только помощь со стороны родителей [30], показатели задержки развития его как субъекта межличностного восприятия – неадекватные реакции на поведение близких, низкая невербальная активность. Исследователи отмечают, что к первому году жизни нарушения общения, случающиеся при умственной отсталости, приводят к задержке формирования способности понимать и правильно интерпретировать невербальное поведение – социально-биологический способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков – незнакомых людей, их эмоциональное состояние и отношение к себе [28,32].

На втором году жизни у ребенка активно формируется речь, с ее возникновением образ человека соединяется со словом. Постепенно складываются первые обобщенные представления о других людях. При умственной отсталости происходит задержка в речевом развитии. С большой задержкой появляются первые слова, фразовая речь, даже самая простейшая, длительно отсутствует.

М. В. Браткова изучала предметную деятельность детей с органическим поражением головного мозга. Она отметила, что дети показали неготовность к сотрудничеству со взрослым, нестойкий интерес к предметам, нарушение целенаправленности и произвольности действий. Предметная деятельность у них не приобретает черт ведущей, «у малышей затруднена связь между всеми основными компонентами познания – действием, словом и образом» [8, c. 56]. Л. М. Шипицына пишет, что умственно отсталый ребенок не тянется к предметам, быстро утрачивает интерес. Появляющиеся в это время игры, примитивны, сводятся к размахиванию, верчению, бросанию игрушек и случайных предметов [37]. Овладение предметной деятельностью и азами игры – необходимое условие для развития восприятия других людей. Через эти процессы происходит отражение окружающей действительности, в том числе и человека.

Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Развитие игровой деятельности умственно отсталых детей запаздывает, их игровая активность примитивна и подражательна. Устанавливать контакт со сверстниками ребенок не умеет, т.к. не понимает их интересов, смысла и правил игр. Е. В. Хлыстова отмечает, что у умственно отсталых детей плохо развиваются и дифференцируются чувства, задерживается развитие социальных эмоций [34]. Все это негативно влияет на развитие межличностного восприятия детей с умственной отсталостью.

К младшему школьному возрасту, благодаря развитию эмпатии увеличиваются возможности понимания чувств и намерений окружающих людей. Психологи отмечают, что учащиеся младших классов школ VIII вида также, как и дошкольники, не имеют адекватных представлений о себе и своих возможностях. Они либо чрезмерно завышают их, либо занижают. Также дети с умственной отсталостью не способны критично оценивать свои действия и поступки [15, 38]. В норме же по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более адекватной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих, чем в дошкольном возрасте.

В процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективе формируется объективная сторона оценочных отношений ребенка к себе и окружающим. Это, по мнению Б. Г. Ананьева, определяется направлением и стилем воспитательной работы в образовательном учреждении [3]. А также как считает Л. М. Шипицына, тем, что с возрастом самооценка и оценка других людей школьников с нарушением интеллекта становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя и результаты своей деятельности [38].

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных
Аффектогенность профессиональной деятельности пожарных заключается в постоянно возможном посягательстве на вмененные им в охрану объекты в виде пожара. Рассмотрим подробно характер их деятельности. Состав пожарной части, как правило, сос ...

Стиль руководства
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...

Когнитивная теория эмоций
Если периферическая теория утверждала, что решающим для возникновения определенной эмоции является специфическое состояние организма, то противники этих взглядов искали детерминанты эмоций в интеллектуальной или познавательной сфере. На н ...