Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Психологические материалы » Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Страница 1

Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспринимать психический мир людей шире и на этой основе видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации. Этим консультирование отличается от психокоррекции и психотерапии, которые направлены на решение глубинных психологических проблем.

В терминологическом отношении полезно различать консультирование как вид деятельности и консультацию как непосредственно консультационную беседу. Однако нередко работу психолога-консультанта выделяют в качестве самостоятельной сферы профессиональной деятельности психолога. В отечественной психологии профессия психолога-консультанта еще не стала достаточно распространенной.

В международной практике эта профессиональная специализация утвердилась с 50-х годов XX века. В США в 1951 году Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология».

В то же время психологическое консультирование и психотерапия нередко до сих пор рассматриваются как единая психологическая профессия. В них используются общие психологические идеи и методы. К числу наиболее авторитетных в мире концепций психотерапии и психологического консультирования в настоящее время относятся психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология (С. Гроф, К. Уилбер).

Психологи-консультанты могут работать в учреждениях, имеющих психологическую службу или должность психолога в штатном расписании.

Консультирование как форма работы профессионального психолога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного производства, бизнеса и управления, в сфере проблем здоровья, в семье и т.д.

Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разработанные в какой-либо одной психологической школе или комбинировать их самостоятельно при решении конкретных задач психологической помощи клиенту.

Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения; б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем; в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Согласно Эйдемиллеру психологическое консультирование происходит в несколько этапов:[1]

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и заявителя, использование предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему, того, кто делает сообщение о проблеме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить: