Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Психологические материалы » Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Страница 4

6. Консультант признает и принимает выражаемые клиентом положительные чувства точно так же, как и отрицательные. В восприятии позитивных переживаний нет ни одобрения, ни похвалы. Они рассматриваются как часть личности, не больше и не меньше, равно как и отрицательные проявления. Моральные установки не имеют отношения к данному виду терапии. Именно это принятие как зрелых, так и незрелых импульсов, агрессивных и социальных установок, чувства вины и позитивных проявлений дает индивиду возможность первый раз в жизни понять себя таким, каков он есть на самом деле.

7. Следующий этап консультирования инсайт – самопонимание и самоприятие. Он обеспечивает основу для дальнейшего продвижения индивида к новым уровням интеграции.

8. С наступлением инсайта — здесь следует еще раз подчеркнуть, что перечисленные этапы отнюдь не являются ни взаимоисключающими, ни связанными жесткой последовательностью — переплетается процесс определения возможных решений, выбора линии поведения.

9. Затем следует один из самых волнующих моментов в терапии — включение в пока, вероятно, непродолжительную, но очень значимую на данном этапе позитивную деятельность.

10. Нет смысла долго задерживаться на заключительных этапах терапевтического процесса. Как только индивиду удается пережить глубокий инсайт и попробовать со страхом и неуверенностью проделать ряд позитивных действий, то все последующее — это уже элементы его дальнейшего роста.

11. Наблюдается все возрастающая интеграция поведения со стороны клиента. Уже меньше страха при принятии решений и больше уверенности в самостоятельных действиях. Консультант и клиент теперь сотрудничают, но на ином уровне. Личные взаимоотношения между ними достигают своего пика.

12. На этом этапе появляется ощущение, что потребность в помощи ослабевает, и у клиента наступает осознание, что отношения близятся к завершению. Как и в начале терапии, нет никакого давления на клиента в связи с его желанием уйти.

Сравнивание различные концепции психологического консультирования, мы, в первую очередь, определим критерий сравнения. Наиболее важным критерием можно считать цель психологического консультирования (таблица 1).[3]

Таблица 1. Сравнение целей концепций психологического консультирования

Концепция

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать конфликты

Адлерианское направление (индивидуальная психология А. Адлера – Д. Шлиен, Дрейкур)

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию

Терапия поведения (Ю.А. Алешина, Г.С. Обрамова, А.О. Обозов)

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A. Эллис)

Устранить «саморазрушающий»

подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход

Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту

Экзистенциальная терапия

(Э. Эйдемиллер, В. Франкл)

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить: