Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Психологические материалы » Сравнительный анализ концепций психологического консультирования

Страница 3

Таким образом, концепция психологического консультирования по Э. Эйдемллеру – это специально организованный процесс обучения клиента (человека, нуждающегося в помощи), актуализирующий дополнительные психологические силы и способности (личностные ресурсы), позволяющие ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной ситуации.

Каждый вид психологического консультирования имеет свои цели, направление и технологию. Так, семейное консультирование имеет целью совместное изучение консультантом и клиентом проблемы для изменения ролевого взаимодействия в его семье и обеспечения возможностей личностного роста.

Особое внимание в процессе консультирования придается анализу сложившейся ситуации, особенностям ролевого взаимодействия поиску личностных ресурсов субъектов консультирования, осуждению способов решения проблемы.

Во всех случаях основным методом психологического консультирования является беседа – прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

А за основу прияты методики аналитико-семейной экзестенциальной психотерапии, базирующееся на аналитической психодраме, гештальт-терапии и других психологических теориях.

Психолог и психотерапевт К. Роджерс дает несколько иное определение понятия сущности консультирования. Он утверждает, что психологическое консультирование, это структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь сознания настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете с его новой ориентацией.[2]

Он использует концепцию ориентированного на клиента психологического консультирования, основанную на психоанализе Фрейда и самоанализа К. Хорни.

Цель психологического консультирования в таком случае не решить отдельную проблему, а помочь индивиду «вырасти» таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.

В процессе консультирования выделается больше этапов:

1. Человек обращается за помощью. Это важный волевой поступок.

2. Ситуация оказания помощи, как правило, определена. Вначале клиенту дают понять, что консультант не имеет ответов, но что ситуация консультирования сама по себе обеспечивает клиенту возможность при поддержке консультанта выработать собственное решение его проблемы.

3. Консультант стимулирует свободное проявление чувств, связанных с проблемой. В некоторой степени это достигается дружеским, заинтересованным и располагающим отношением консультанта.

4. Консультант распознает, принимает и проясняет негативные чувства клиента. Если консультант должен принять эти чувства, он должен быть готов реагировать не на реальное содержание того, что говорит ему клиент, а на те чувства, которые скрываются за этим.

5. Если индивид достаточно полно выразил свои негативные чувства, за этим следует весьма слабое и нерешительное проявление позитивных импульсов, которые способствуют росту индивида в ходе терапии. Чем сильнее и глубже выражение отрицательных чувств (при условии, что они осознаются и принимаются), тем больше вероятность последующего проявления положительных чувств – любви, самоуважения, социальных импульсов, стремления к зрелости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Сущность делового общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названн ...

Становление специальной педагогики как науки в России
История российской дефектологии имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педа ...

Теории классификации потребностей
Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение ...