Теория личности Зигмунда Фрейда

Страница 2

Рисунок 1.

Вершина айсберга "СверхЯ" - сверхсознание

Средняя часть "Я" - сознание

Нижняя часть айсберга "Оно" - бессознательное

Сверхсознание - теоретический конструктор структуры психического З. Фрейда. Это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и так далее.

Бессознательное - теоретический конструктор, обозначающий психические процессы, в отношение которых отсутствует субъективный контроль.

Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии (комплексы, страхи, неврозы).

Экспериментальная разработка понятий бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.

Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Бессознательное не просвечивается светом разума, это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано: и Эдипов комплекс (отцеубийство и кровосмешение), доставшийся нам в наследство от нашего предка, и всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Например, ребенок испугался чего-то, постарался забыть, сознание забыло, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, оно там живет и часто мучает человека: один человек боится находиться в закрытом помещении, другой боится открытого пространства, третий - смертельно боится выезжать за границу и тому подобное.

Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности. Снизу подпирают страсти и инстинкты, сверху - требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию и так далее) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя - это приводит к нервным срывам, неврозам, психическим заболеваниям.

Рассмотрим подробнее бессознательную часть человеческой психики. Наше бессознательное мощный источник нашей биологической энергии. Эта энергия может проявляться непосредственно на достижении разного рода наслаждений, а может воплощаться в произведениях культуры, искусства. Любой художник именно бессознательном черпает свое вдохновение, свою художественную силу.

Бессознательное может проявляться и во сне; когда человек спит "СверхЯ" отключается, "Оно" полностью овладевает сознанием, и тогда человеку могут присниться такие вещи, о которых он не рассказывает даже близкому человеку. Фрейд также открыл глубины человеческой сущности, о которых не подозревала наука о человеке в XIX веке. Фрейд пытался объяснить с точки зрения психоанализа всю человеческую историю с момента ее возникновения. Он выдвинул гипотезу, согласно которой главой человеческого стада был отец, которому принадлежали все женщины. Подрастающие сыновья также хотели получить этих женщин, которые одновременно были их матерями. Но сыновья не знали, кто чья мать, они знали только отца. И отец пресекал все сексуальные поползновения сыновей, грозя страшными наказаниями. Сыновья вынуждены были объединиться, убить отца и добиться своих целей.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в пери ...

Педагогическое общение
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъекто ...

Социально-психологические аспекты развития группы
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введ ...