Таким образом, изображение насилия и даже информация о нем в новостях увеличивает вероятность того, что аудитория СМИ, взрослые и дети, будут также вести себя агрессивно. Это влияние не является незначительным, тем более, если учесть, что медиа-аудитория насчитывает несколько миллионов человек.
Огромную аудиторию насчитывает интернет, и дела с ним обстоят несколько сложнее. Во-первых, он содержит сцены более изощренного насилия, подчас абсолютно реального, а не постановочного. Во-вторых, он не имеет тех рамок прайм-тайма, которыми оперирует телевидение. Интернет, как известно, предлагает доступ к своим ресурсам круглые сутки. В-третьих, сцены насилия, найденные ребенком в интернете, могут с большей вероятностью спровоцировать имитацию агрессивного поведения. Здесь следует учитывать, что ребенок может увидеть реальные кадры ненаказуемого проявления жестокости своих сверстников, которые не могут быть транслированы по телевидению.
Но с другой стороны, учитывая индивидуальные особенности зрителя и его предшествующий опыт наблюдения, можно предположить, что абсолютная реалистичность некоторых сцен и ее осознание могут шокировать ребенка и не привести в последующем к агрессивному поведению. Далее будет уместно рассмотреть индивидуально-личностные качества ребенка, которые могут детерминировать агрессивность.
Некоторые люди склонны поступать одинаково, независимо от того, когда возникает возможность проявления агрессии. Если им предоставляется свобода делать в данной ситуации то, что они хотят, очень вероятно, что эти люди в ряде случаев поведут себя одинаково. Они попытаются причинить кому-то боль, если имеют скрытую предрасположенность к агрессии, а если принадлежат к неагрессивному типу личности, то не будут нападать на объект. И тот, и другой тип людей представляет собой крайность: они обладают либо очень высокой, либо очень низкой агрессивностью. Большинство людей все же не имеют той или иной ярко выраженной склонности, и человеческое поведение более разнообразно.[12]
К измерению критериев личностных качеств следует подходить осторожно: в сущности, эти показатели оценивают лишь готовность разозлиться и/или напасть на кого-либо. Такая готовность не всегда переходит в открытую агрессию, и люди, показывающие высокий результат в личностном тесте, не всегда открыто проявляют свою раздражительность.[13]
Для этого существует, по крайней мере, два объяснения. Во-первых, скрытая предрасположенность к гневу не всегда активизируется. Даже склонные к насилию люди должны пережить что-то, имеющее для них агрессивный или неприятный смысл, прежде чем сработают их агрессивные привычки и/или эмоциональные склонности. Одно из отличительных качеств людей этого типа состоит в том, что они быстро замечают агрессию, угрозы и опасность в окружающем их мире. Эти люди типично интерпретируют двусмысленные действия как умышленное оскорбление или вызов и затем приходят в сильное эмоциональное возбуждение. Например, склонным к насилию людям свойственно думать, что кто-то рядом слишком пристально на них смотрит, и интерпретировать предполагаемый пристальный взгляд как оскорбление или вызов и приходить в сильную ярость.[14]
Под понятием индивидуальные детерминанты агрессии подразумеваются предпосылки для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном в устойчивых чертах характера и наклонностях потенциальных агрессоров. В качестве возможных индивидуальных детерминант агрессии разными исследователями было предложено множество самых разнообразных факторов. Большинство из них можно отнести к нескольким основным категориям.
Во-первых, это роль различных личностных черт в развитии агрессии. Определенные индивиды обладают склонностями и характерными чертами, предрасполагающими их к агрессивным выпадам против окружающих. Во-вторых, это влияние на возникновение агрессии нескольких типов установок и внутренних стандартов. Как известно, в основе многих актов агрессии лежит предрассудок. Предрассудки и прочие устойчивые установки нередко играют существенную роль в определении того, будут ли некоторые конкретные лица проявлять агрессию против других, а также в установлении целей, которые они изберут при подобных проявлениях. В-третьих, это факты, имеющие отношение к гендерным различиям в агрессии.[15]
Рекомендуем посетить:
Рабочие факторы возникновения стресса
Существует много причин, побуждающих людей предпринять попытку снизить количество стрессовых факторов, окружающих их и.) рабочем месте. С точки зрения личной перспективы человека робота может быть даже опасной для его психического и физич ...
Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленн ...
Динамика личности
Динамика личности - общий термин, используемый для обозначения изучения сложных, интерактивных, динамических аспектов мотивации, эмоций и поведения. [13]
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической ...