Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности

Психологические материалы » Становление одаренной личности » Макро- и микросреда как базовые факторы становления одаренной личности

Страница 1

Нами были исследованы особенности восприятия одаренной личности в макро- и микросреде и предприняты попытки обоснования того или иного отношения. В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых:

· родители детей, не признанных одаренными (не проходивших тестирования для выявления одаренности или набравших меньше необходимого количества баллов), учащихся в общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;

· родители одаренных детей, прошедших отбор и посещающих занятия в Центре «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Выборка составила 50 человек;

· представители общества. Выборка составила 100 человек.

В результате корреляционного анализа результатов нами были получены следующие данные:

По мнению общества, обычными взрослыми становятся всегда обычные дети, иногда одаренные дети, а так же одаренные взрослые. Это отражает ту ситуацию, которая наиболее распространена на сегодняшний день: число одаренных детей значительно превышает число одаренных взрослых.

В свою очередь, родители не одаренных детей четко разграничивают понятия одаренности и обычности. В их представлении они не связаны и не смешиваются.

В восприятии же родителей одаренных детей существует тесная взаимосвязь практически всех субъектов восприятия. Родители одаренных детей слабо ощущают границы понятий одаренности и обычности, создавая тем самым определенную микросреду для своего ребенка и для себя.

Построенные на основе данных, полученных методом семантического дифференциала, семантические пространства свидетельствуют о следующем.

Общество (точнее, его представители) позитивно относится как к одаренной, так и к неодаренной личности. Общество видит и понимает значимость не только ярких, отличных от других, одаренных людей, но и обычных, не выделяющихся из общей массы. В целом, общество готово принимать и поддерживать одаренную личность.

Родители детей, не признанных одаренными, склонны к стереотипному мнению о том, что быть одаренным значит быть «ненормальным», следовательно, несчастным. Они позитивно оценивают обычного человека: и ребенка, и взрослого. В области негативной оценки располагается образ одаренного ребенка, и крайне негативно оценивается одаренный взрослый. Последний воспринимается как пассивный и невротичный. Можно предположить, что родители обычных детей путают пассивность со специфическим образом жизни одаренного человека: у него иной темп и ритм жизни, иные занятия, иная работа и иные увлечения.

При этом, одаренному человеку свойственно несколько агрессивно отстаивать свою точку зрения в значимых для него вопросов. Кроме того, бороться с неприятием и игнорирующим отношением сверстников тоже зачастую приходится через агрессию. Возможно, эти особенности личности одаренного человека воспринимаются родителями не одаренных детей как невротичность. Делая предположение о том, каким является одаренный взрослый, родители не хотят иметь одаренного ребенка, поскольку он рано или поздно должен будет превратиться в одаренного взрослого.

Родители детей, которые по результатам диагностики были признаны одаренными, положительно оценивают образ одаренного ребенка, который воспринимается как доброжелательный и открытый новому опыту. Они на собственном опыте знают, насколько такой ребенок любознателен, быстро и легко увлекается новой идеей, стремиться к глубокому исследованию самых нестандартных вопросов. Возможно, в повседневной жизни одаренный ребенок проявляет качества, позволяющие назвать его доброжелательным и родители, составляя микросреду ребенка, в первую очередь замечают это.

Страницы: 1 2

Рекомендуем посетить:

Социальный интеллект подростков
Концепция эмоционального интеллекта (ЭмИн) получила свое развитие из представлений об эмоциях, как об информации определенного рода, с помощью которой люди составляют суждения об окружающем мире. Понятие «эмоциональный интеллект» включил ...

Этническая идентичность
В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую эт ...

История изучения невербального общения
Невербальный язык был известен и использовался еще с древних времен. Один из ярких примеров – древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, ...