Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.

Психологические материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.

Страница 1

«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индиви­дам» [38] поведение.

Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.

Биологический индивид характеризуется определённой конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнооб­разными биологическими потребностями.

Социальный индивид обладает способностью осваивать окружающий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, деятельностями, под­чиняться нормам, требованиям, правилам.

Личность можно описать через ее способность совершать выборы, стро­ить свой жизненный путь, соотносить своё «Я» и координировать собствен­ное поведение в системе отношений с окружением.

Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим об­разом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности

(субъективно-личностного).

Эти три сферы представляют собой важнейшие стороны реального опыта человека:

Сознание - отражение в сознании предметного содержания самоутвер­ждения.

Деятельность - утверждение сущностных сил в различных сферах жиз­недеятельности.

Субъективно-личностное - ориентация личности в выборе способа са­моутверждения, связанная со специфическим сознательным отношением к предметному миру и своему месту в нём, к людям и своему положению сре­ди них, к себе и своей человеческой уникальности.

Неразрывная связь деятельности, сознания и субъективно-личностного, их взаимовлияние и взаимообусловленность отражены в самоутверждении, на которое как на целостность, образованную в плоскости пересечения, мож­но смотреть с трёх сторон: со стороны деятельности, сознания и субъектив­но-личностного.

Говоря о самоутверждении как специфическом виде деятельности, мы имеем в виду деятельность на её психологическом уровне. Следуя концепции А. Н. Леонтьева, мы называем деятельностью «процессы, которые характери­зуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной дея­тельности, т. е. мотивом» [21]. Конкретная, особенная деятельность может быть определена как целенаправленная активность, отвечающая определён­ной потребности и направляемая мотивом. Чтобы из активности возникла собственно деятельность, потребность должна «опредметиться», найти себя в мотиве, который (по А. II. Леонтьеву) станет предметом деятельности. Кри­терием деятельности выступает совпадение предмета деятельности и мотива.

Если рассматривать самоутверждение как специфический вид деятель­ности, то процесс самоутверждения можно представить так:

Потребность в Самоутверждаться = Самоутвердиться

самоутверждении (мотив) (предмет деят-ти)

Но самоутверждение ради самого самоутверждения бессмысленно. Б. А. Сосновский видит в совпадении мотива и предмета «частный ред­костный благополучный вариант деятельности, когда человек делает именно то и только то, что ему субъективно нужно» [34, с. 33].

Мотив как предмет потребности и предмет деятельности он считает раз­ными психологическими реальностями. Предмет деятельности направляет деятельность, а через цели, в которых предмет выражается, направляются действия. Мотив направляет человека на поиск деятельности и ее предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем посетить:

Образ собственного «Я» в ранней юности
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравне ...

Возраст игры: инициативность – вина
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в ш ...

Содержание, задачи и средства физвоспитания детей с ДЦП
Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательны ...