«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индивидам» [38] поведение.
Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.
Биологический индивид характеризуется определённой конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями.
Социальный индивид обладает способностью осваивать окружающий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, деятельностями, подчиняться нормам, требованиям, правилам.
Личность можно описать через ее способность совершать выборы, строить свой жизненный путь, соотносить своё «Я» и координировать собственное поведение в системе отношений с окружением.
Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим образом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности
(субъективно-личностного).
Эти три сферы представляют собой важнейшие стороны реального опыта человека:
Сознание - отражение в сознании предметного содержания самоутверждения.
Деятельность - утверждение сущностных сил в различных сферах жизнедеятельности.
Субъективно-личностное - ориентация личности в выборе способа самоутверждения, связанная со специфическим сознательным отношением к предметному миру и своему месту в нём, к людям и своему положению среди них, к себе и своей человеческой уникальности.
Неразрывная связь деятельности, сознания и субъективно-личностного, их взаимовлияние и взаимообусловленность отражены в самоутверждении, на которое как на целостность, образованную в плоскости пересечения, можно смотреть с трёх сторон: со стороны деятельности, сознания и субъективно-личностного.
Говоря о самоутверждении как специфическом виде деятельности, мы имеем в виду деятельность на её психологическом уровне. Следуя концепции А. Н. Леонтьева, мы называем деятельностью «процессы, которые характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. мотивом» [21]. Конкретная, особенная деятельность может быть определена как целенаправленная активность, отвечающая определённой потребности и направляемая мотивом. Чтобы из активности возникла собственно деятельность, потребность должна «опредметиться», найти себя в мотиве, который (по А. II. Леонтьеву) станет предметом деятельности. Критерием деятельности выступает совпадение предмета деятельности и мотива.
Если рассматривать самоутверждение как специфический вид деятельности, то процесс самоутверждения можно представить так:
Потребность в Самоутверждаться = Самоутвердиться
самоутверждении (мотив) (предмет деят-ти)
Но самоутверждение ради самого самоутверждения бессмысленно. Б. А. Сосновский видит в совпадении мотива и предмета «частный редкостный благополучный вариант деятельности, когда человек делает именно то и только то, что ему субъективно нужно» [34, с. 33].
Мотив как предмет потребности и предмет деятельности он считает разными психологическими реальностями. Предмет деятельности направляет деятельность, а через цели, в которых предмет выражается, направляются действия. Мотив направляет человека на поиск деятельности и ее предмета.
Рекомендуем посетить:
История возникновения методики со стороны теории
социального научения Дж. Роттера
Роттер Джозеф Б. (р. 1916) - американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Наиболее известен как теоретик социального науч ...
Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Рост популярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами их внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уж ...
Понятие социальной адаптации
Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность ...