Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Психологические материалы » Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера » Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Страница 2

Такое понимание более адекватно отражает изменения в цветочувствительности, так как оно дает не только качественную оценку, но и предполагает внутри этой оценки и количественные изменения. В норме эмоции связаны с активностью индивида, а в нашем частном варианте – с двигательной активностью, что является основанием для классификации их по этому параметру.

Каждое из этих функциональных состояний имеет свои особенности, окраску или тональность, выраженные субъективно разнообразными проявлениями эмоциональных отношений, но имеющими, по-видимому, в своей основе и различные психофизиологические изменения (ЭЭГ, КГР, тонус мышц, частота пульса, поведенческие реакции и т. п.), т. е. хотя и в методике цветовой чувствительности всего шесть возможных вариантов соотношений разностных порогов, но каждому из этих вариантов должна соответствовать определенная группа эмоций. Таким образом, понимание значимости изменения порогов было модифицировано. В результате мы получили следующие группы эмоциональных состояний, которые и приняты за основу в нашей работе.

1-й тип сдвига: Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения («АВ»). Диапазон возможных количественных изменений от переживания чувства нетерпения, возмущения до состояний гнева, ярости.

2-й тип сдвига: Группа эмоций, связанных с удовлетворением потребности. Кратко ее можно описать как переживание состояния функционального возбуждения («ФВ»).

З-й тип сдвига: Группа эмоций, связанных с отсутствием выраженных переживаний. Регистрируется у лиц, оценивающих свое состояние как спокойное, не имеет выраженной количественной характеристики. Его можно охарактеризовать как состояние функциональной расслабленности («ФР»). Вероятно, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, социальных контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжение. В отдельных группах встречается до 80%.

4-й тип сдвига: Ориентировочные эмоции. Состояние функциональной напряженности, настороженности («ФН»). Не имеет выраженного количественного диапазона изменений. Состояние характеризуется повышением внимания, активностью и встречается в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Здесь, по сравнению с методикой Дорофеевой, более узкое понимание эмоционального состояния.

5-й тип сдвига: Группа эмоций, связанных с неудовлетворением потребностей (печаль, тоскливость, напряженность и т. п.). Диапазон возможных количественных изменений: от состояния грусти и до подавленности, от состояния озабоченности до тревоги. Его можно обозначить как состояние функционального торможения («ФТ»), так как оно полярно состоянию функционального возбуждения. Здесь понимание эмоционального состояния расширено, так как включены все отрицательные эмоции.

б-й тип сдвига: Пассивные аффекты. Состояние аффективного торможения («АТ»). Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон возможных количественных изменений от состояния растерянности, психологического дискомфорта до состояния страха. Полярно состоянию аффективного возбуждения.

Полученные результаты представлены в таблице 1. По строкам таблицы представлены результаты исследования по первому тесту, по столбцам – по второму, при этом в группы были сведены наиболее часто повторяющиеся комбинации цветов:

Таблица 1

Результаты тестирования пожарных ГПС г. Ростова-на-Дону,

количество человек

Эмоциональные состояния

Выбранные цвета (предпочитаемый – отвергаемый)

Красный–зеленый

Красный– темно-синий

Зеленый– темно-синий

Зеленый–красный

Темно-синий–красный

Темно-синий–зеленый

Прочие сочетания

АВ

0

0

0

0

0

0

0

ФВ

0

9

0

0

0

1

0

ФР

0

3

65

2

0

0

10

ФН

0

1

1

40

0

0

3

ФТ

0

0

1

0

29

0

5

АТ

0

0

0

0

0

9

1

Переходные состояния

2

3

5

1

4

3

2

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем посетить:

Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса.
Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент. Учитывая, что то ...

Трудности социальной адаптации младших подростков
В специальной литературе и на практике встречается использование категории «дезадаптированный» по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению ...

Понятие творческого мышления
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим. Для т ...